нина арсланова
Проект по развитию речи младшего возраста «По дороге в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Образовательное Дошкольное Учреждение
«Детский сад «Наукоград»» - 4 корпус.
в первой младшей группе №11
«Капитошки»
Подготовила воспитатель
младшей группы :
Арсланова Нина Харисовна
Февраль 2024г.
Публикация «Проект по развитию речи младшего возраста „По дороге в сказку“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
В основе долгосрочного проекта "По дороге в сказку" по развитию речи, тематикой
которого была выбрана р. н. с. сказка, лежит способ познания ребенком окружающего мира через сказку. Сказки учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица, учат детей работать в команде, договариваться.
Готовый проект направлен на совершенствование речи ребенка, активизацию его словарного запаса и воспитание интереса к живому слову.
Введение
Тип проекта :
по виду - долгосрочный – 4 месяца;
по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;
по содержанию – познавательный - речевой;
по возрасту участников – 2-3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка.
Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи
предполагает освоение не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом
огромную помощь могут оказать театральные постановки мини-этюдов в детском саду перед своими друзьями, перед малышами, на сцене в доме
культуры.
Театрализованные игры всегда радуют детей. Участвуя в представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Правильно поставленные вопросы заставляют малышей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Наряду с умственным развитием происходит совершенствование правильной
речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев, незаметно
активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи,
её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят
малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Не менее важно, что театральные постановки развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря мини-этюдам, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Также общеизвестно значение сказки для духовно-нравственного и
эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивают у младших
дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; предостерегают об
опасности — если попал в беду - не отчаиваться, стараться найти выход из
сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке ребёнок
встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать
определённое нравственное отношение к жизни.
Сценические образы – обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Театральная деятельность воздействует на маленьких детей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Работая над развитием речи детей дошкольного возраста, в том числе детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством постановки мини-этюдов выявила, что в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой недостаточно внимания отведено постановке театральных мини-этюдов.
В детском саду созданы условия для постановки театрализованных постановок – имеется ширма для показа кукольного спектакля, различные виды театра, костюмы для героев, музыкальные инструменты, маски героев, технические средства
(интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, поэтому стало
целесообразно разработать проект «По дороге в сказку».
«На помощь ребенку должны прийти взрослые,
чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения,
к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения,
которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.
Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Тема проекта
«По дороге в сказку»
Вид проекта
долгосрочный проект по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста
Участники проекта
- воспитатель I младшей группы,
- дети 2-3 лет,
- родители
Актуальность проекта
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель проекта Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Развитие речи детей дошкольного возраста, развитие личности и приобщение к духовным и нравственным ценностям через постановку театрализованных мини-этюдов.
Проблемный вопрос
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок
Задачи проекта
Для детей:
1. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
2. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
3. Создать условия для детей дошкольного возраста по развитию речи через игру в театральной деятельности.
4. Познакомить с фольклором русского народа;
5. развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках мини-этюдов;
6. Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
7. Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
8. Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.
Для родителей:
1. повысить компетентность родителей в театральном, социокультурном, духовно-нравственном и речевом развитии детей дошкольного возраста.
2. создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
3. развитие совместного творчества родителей и детей;
4. дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
5. привлечь родителей к активному участию в проекте.
Для воспитателя:
1. объединить усилия дошкольной организации и семьи, социума с целью развития речи детей дошкольного возраста,
2. развития личности и приобщение к духовным и нравственным ценностям через постановку театрализованных мини-этюдов.
3. способствовать формированию интереса к устному народному творчеству –
учить детей играть дружно, вместе, не ссориться.
Продуктпроекта
1. Выставки детских работ;
2. Библиотека книг со сказками;
3. Кукольный театр.
Сроки реализации проекта : февраль – май 2024 г.
Ресурсы проекта
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:
пальчиковый
теневой
би-ба-бо (перчаточный)
фланелеграф
масочный
театр рукавичек
театр игрушек
3. Ноутбук, колонки.
4. Детские костюмы для спектаклей.
5. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6. Музыкальный центр, видеоаппаратура.
7. Медиотека (аудио- и CD диски).
8. Декорации к спектаклям.
9. Книги и иллюстрации к сказкам.
Практическая значимость Формы работы с детьми:
• игра • импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение • рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Циклограмма деятельности:
Ежедневно в режимные моменты и во второй половине дня
Младшая группа - не более 15 минут в день.
Занятие проводит воспитатель.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта • игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Предполагаемый результат: • создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.
• воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;
• умение запоминать стихи и сказки.
План проекта :
период Тема Задачи Беседы Игры Чтение художественной литературы Работа с родителями Итоговое мероприятие
февраль РНС «РЕПКА» 1. Пополнить развивающую среду
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Познакомить детей с искусством театра и его видами
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5. Первоначальное
знакомство с
видами театра
6. Освоение навыков
разговорной речи и
составление
простых
предложений
детьми. Беседа: «Книги – лучшие друзья» - Д/и «Кто за кем?»
-Раскрашивание раскрасок по сказке.
Речевая игра «Как растили репку»
- Хороводная игра «Репка» на музыку
Т. Попатенко, слова А. Кузнецова
- лепке «Яичко для курочки рябы» Чтение сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций
Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки».
Мотивация
родителей на
совместную
деятельность с
ребенком и
воспитателем. Инсценировка сказки «Репка» с детьми группы.
март РНС «КОЛОБОК» 1. Развитие мотивации
на общение со
взрослыми.
2. Развитие
положительного
восприятия мира.
3. Формирование
представления
детей о добром
мире.
4. Развитие
диалогической речи
детей.
- Беседа по сказке «Колобок»
- Беседа о жизни лесных зверей.
- Рисование «Дорожка для Колобка»
- Беседа «Что
доброго мы делаем
для своих
близких?»
- Беседа «Где для вас самый лучший в
мире дом?» Пальчиковая игра «Мы лепили колобок»
- П/и «По ровненькой дорожке»
Хороводные игры:
«Пузырь»
«Ласковый хоровод»
«Солнышкино
платьице»
Словесная игра
«Расскажите сказку» Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций
Е. Королёва «Наш
дом», «Мы с сестрой
на полянку пришли» Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
Изготовление масок к
РНС «Колобок»
- Пение песенки
Колобка
- Подготовка
театральной
постановки
РНС
«Колобок»
апрель РНС «ТЕРЕМОК» 1. Воспитание
интереса, любви,
бережного
отношения к книге.
2. Развитие умения
слышать друг
друга.
3. Формирование интереса детей к
родному
сказочному слову.
4. Развитие
инициативности и
доброжелательност
и в речевом
общении со
взрослыми и
детьми. - Беседа на
тему «Какими
добрыми словами
мы обращаемся?»
- Беседа «Ласковое
слово».
- Беседа с детьми по
сказке «Теремок».
Д/И «Кто как кричит?»
Просмотр мультфильма по сказке.
Хороводная игра «Именины»
словесная игра «Сравни мышку и мишку»,
Хороводная игра «Стоит в поле теремок» Чтение сказки «Теремок» с рассматриванием иллюстраций.
- Отработка жестов и
мимики.
- Отработка реплик
героев сказки Консультация
«Театрализованная
деятельность детей
младшего
дошкольного
возраста
Изготовление
пальчикового театра
«Теремок»
Изготовление масок к
РНС «Теремок» Театрализация сказки «Теремок» для детей группы родителей.
май РНС «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» 1. Дальнейшее
наполнение
содержанием
категории «Книга».
2. Развитие
взаимодействия
детей и взрослых.
3. Создание
позитивного
настроя на общение в группе.
4. Приобщение детей
к культуре чтения
поэтических
текстов.
5. Освоение навыков
связной речи.
6. Способствовать
формированию
объяснительной
речи детей. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» с рассматриванием презентации. - Д/И «Из какой сказки герой?»
Конструирование «Домик для козлят»
- Словесная игра
«Доскажи словечко»
по мотивам русских
народных сказок.
Рисование по
мотивам РНС
«Моя
любимая
книга» Чтение сказки
«Козлятки и волк»,
чтение стихотворения
З. Александровой
«Тёплый дождь» Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
- Акция «Подари книгу со сказками в группу» 1. Обновление эстетического пространства группы для демонстрации театральных мини-этюдов.
2. Организация открытого просмотра драматизации с участием родителей
3. Оформление стенгазеты «Мы – артисты»
4. Диагностика детей группы ю
5. Фото и видеоматериалы.
Список литературы:
1. Е. И. Можгова «Литературно- музыкальные занятия для детей от 1,5 до № лет» - «Детство-Пресс, 2018 .
2. Брязгун А. Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
3. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
4. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
5. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 –