Муженникова Светлана Александровна
Проект по развитию речи «Цвета Радуги» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : создание условий для развития речи, ознакомления детей об объектах окружающего мира через расширение знаний о цвете.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания цветового спектра у детей;
-Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами;
-Упражнять в умении рассказывать о цвете;
- Обучать действиям с цветом используя словесную инструкцию.
Развивающие :
Публикация «Проект по развитию речи „Цвета Радуги“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
-Развивать речь и словарный запас детей;
- Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
-Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов;
-Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы;
-Активизировать цветовой словарь детей в процессе игры.
Воспитательные:
-Формировать эмоциональную отзывчивость, чувство цвета;
-Воспитывать желание и интерес в отражении цветовой гаммы в творческой деятельности (в аппликации, рисовании, в речи.
Актуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира и в единстве со словом, его обозначающим.
Вид проекта : познавательно – речевое.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Радуга», воспитатели, коллеги по работе.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Направление деятельности: познавательно-речевое
Ожидаемый результат: обогащать активный и пассивный словарь детей за счет слов красный, зеленый, голубой, желтый, фиолетовый, оранжевый, синий. яркий, бледный, и др. ;
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека.
Подготовительный этап: 1. Изучение научной и методической литературы
2. Беседы с детьми для выявления знаний о цветах.
3. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр с использованием дидактического материала, иллюстративного материала.
4. Разработка картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
5. Подготовка атрибутов, дидактических игр на закрепление основных цветов, занятий с привлечением родителей.
Содержание деятельности проекта «Цвета Радуги».
Занятие по развитию речи «В гостях у игрушек».
Познавательное занятие и развитию речи «Говорим и изучаем цвет»
Рисование «Цыплята» (закрепить знания о желтом и зеленом цветах)
Интегрированное занятия по развитию речи с математикой «Фигуры и цвета».
Интегрированное занятие по аппликации и развитию речи
"Разноцветная сказка"
Художественная литература.
Стихи:
Н. Мигуновой «Изучаем цвета».
Рассматривание иллюстраций в книге И. Поляков «Сказка о красной краске»
Загадки о цвете.
Разучивание стихов (приложение 2)
Чтение:
Ю. Смольников «Три веселые краски»
Чтение:
М. Свистов «Синяя птица»
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»
Дидактические игры
«Что еще такого цвета?»
«Спрячь мышку» «Помоги матрешке найти свои игрушки»
«Мое цветное настроение»
«Ложки - девочки»
«Подбери нитку к шарику»
Словесная игра: «Что ты видишь зеленого цвета»
«Разноцветные ежики»
«Светофор» «Вкусные цвета» «Лишний цвет»
«Где чей хвост»
«Веселые червячки» «Собери бусы по цвету»
«Сделай
радугу»
«Помоги найти овощи и фрукты нужного цвета» «Белая (фиолетовая, оранжевая, синяя и т. д.) дорожка»
Подвижные игры
«Мой веселый звонкий мяч»
«По малину в сад пойду»
«Цыплята и сердитый петушок»
«Разноцветные ленточки» «Найди свой цвет»
«Найди свой дом»
«Кто увидит первый»
«Собираем кубики»
Презентации, мультфильмы, беседы
Беседы о комнатных растениях (закрепление зеленого цвета)
Беседа на тему: Что может быть зеленого, голубого цвета.
Презентация:
«Желтый цвет»
Беседа на тему: что может быть синего цвета
Развивающий мультфильм «Радуга! Учим цвета»
Материал недели
На столах салфетки красного цвета. Шарики красного цвета.
На столах салфетки зеленого и голубого цвета. На занавесках цветы колокольчики голубого цвета, на полу дорожка выложенная из зеленых кругов, квадратов, треугольников.
На столах салфетки желтого цвета. У детей на одежде эмблемы солнышка желтого цвета.
На столах салфетки синего цвета. Мячики маленького размера синего цвета
На столах салфетки разного цвета. Мячи и, другие предметы фиолетового цвета.
Работа с Работа с родителями: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Приложение 1
Стихи про цвета.
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Синий
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.
Загадки про цвета.
Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! -
Я люблю щипать траву,
А любимый цвет.
Ответ: Зелёный
***
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно.
Ответ: Голубой
***
Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а.
Ответ: Красный
***
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий —.
Ответ: Красный
***
Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше!
Ответ: Синий
***
Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!
Ответ: Жёлтый
С. Маршак
Разноцветная книга
Зеленая страница
Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вон темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Синяя страница
А эта страница - морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей.
Желтая страница
Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.
Вот желтая страница
Пустынная страна
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды
Степные поезда.
Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.
Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.
А ветер носит тучи
Горячего песка.
Идет песок летучий
На приступ, как войска.
Белая страница
Это - снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
Здесь проехали полозья
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след.
Там на утренней пороше
Отпечатались калоши,
Это бродят внук и дед.
Цепь следов на снежной глади
Остается, как строка
В чистой, новенькой тетради
Первого ученика.
Красная страница
Эта страница
Красного цвета.
Красное солнце.
Красное лето.
Красная площадь
Флаги полощет.
Что же на свете
Лучше и краше?
Разве что дети
Веселые наши!
Ночная страница
Пред вами - страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы.
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с московских холмов,
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов.
Встречаясь на всех перекрестках,
Бегут фонари через мост.
А небо над городом - в блестках
Далеких, чуть видимых звезд.
Над старой зубчатой стеною,
Над всею Советской страною
Горят, как огни корабля,
Рубины на башнях Кремля.
Приложение 2
Фикультзминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Приложение 3
Дидактические игры
Дидактическая игра «Составь радугу»
Задача: закрепить знание названий цветов посредством составления радуги.
Материал: полукруги разного размера соответствующих радуге цветов.
Ребенок подбирает полукруги соответствующих цветов, ориентируется на размер полукругов путем наложения.
В радуге семь дужек – семь цветных подружек!
Красная дужка – оранжевой подружка.
Желтая дужка – зеленой подружка.
Синяя дужка – голубой подружка.
А фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!
Дидактическая игра «Ложки - девочки».
Задачи:
• Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.
• Закреплять знания цветов и оттенков.
• Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
• Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость.
Оборудование.
Набор резинок различных цветов (для волос, одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету.
Ход игры
Игровые задания:
1. Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.
2. Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.
3. Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.
Работа с красками
Задача:
• Познакомить детей с тем, что вода окрашивается в цвет краски.
• Развивать речь.
Оборудование.
Баночки с водой, краски, кисти и губки по количеству детей.
Содержание:
На столах - баночки с водой, краски, кисти и губки. Предложить детям сесть за столы и внимательно посмотреть, что получится. Свои действия воспитатель сопровождает рассказом: «Я беру кисть около металлического колечка, аккуратно набираю из баночки кончиком кисти краску, которая мне нравится. Баночку с краской придерживаю другой рукой. Затем мою кисточку в баночке с водой. После этого нужно примокнуть кисточку о губку и положить ее на стол. Детям предлагается самим выполнить показанные действия.
- Давайте посмотрим, что получилось. Какого цвета вода? (Дети отвечают).
Игра «В нашей группе»
Задачи:
• Закреплять знание цветов и умение находить заданный цвет в окружающей среде.
Оборудование: мяч среднего диаметра
Ход игры:
Воспитатель берет мяч и говорит: «Садимся в тесный кружок. Сейчас тот, к кому я покачу мяч, поймает его, скажет какого цвета у него одежда. После этого покатит мяч другому ребенку».
Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого ребенка.
Дидактическая игра «Веселые червячки»
Задачи:
• Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.
• Закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.
Материал.
Червячки (связанные из цветных ниток) 11 цветов : красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого, голубого и розового.
Ход игры.
Игровые действия:
1. Педагог дает перемешанные произвольно червячков четырех цветовых тонов и предлагает двум детям взять себе червячка любого цвета и найти такого же. После выполнения задания дети меняются червячками.
2. Предлагается сортировка предметов других цветовых тонов.
3. Педагог размещает червячков перед собой дорожкой в следующем порядке: черного, красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и белого цветов. Предложить каждому ребенку самому придвинуть к общей дорожке отобранного им самим червячка.
Дидактическая игра «Сделай радугу»
Задача:
• Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, расширение активного и пассивного словаря ребенка.
Материал. Бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки, образец радуги.
Ход игры. Предложить ребенку выложить такую же радугу из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом ребенок должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Ребенок называет каждый цвет радужного спектра.
Игра «Запомни узор»
Задача: тренировать зрительную память.
Материал: кошка, таблица с узором.
Ход игры: Кошечка принесла картину с узором и хочет поиграть с вами. Воспитатель показывает картину с узором: квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат, круг. (цвета фигур варьировать) Дети рассматривают 1-2 минуты, а затем рисуют точно такой же по памяти.
Игра «Что пропало?»
Задача: тренировать зрительную память.
Материал: карточки цветные одного размера.
Ход игры: Развешать несколько карточек на доске (или выложить на полу, пусть ребенок рассмотрит их в течение 20-30секунд, постарается запомнить расположение карточек. Потом ребенок отворачивается, педагог убирает одну карточку. Ребенок должен назвать цвет, который исчез.
Игра «Вкусные цвета»
Задача:
• формировать эмоциональное цветовосприятие,
• развивать воображение, ассоциативное мышление.
Материал: карточки цветные одного размера.
Ход игры:
Предложить детям игровую ситуацию: мы идем в магазин за вкусностями. Возьмите корзинку и отправляйтесь к цветным карточкам. Пусть ребенок из всех карточек выберет самые "вкусные" цвета и расскажет, почему он их выбрал, с чем они ассоциируются.