Другова Алёна Николаевна
Проект по развитию речи «Сказки — добрые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказки – добрые друзья»
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.
Автор и руководитель проекта : Другова А. Н
Актуальность:
Публикация «Проект по развитию речи „Сказки — добрые друзья“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.
В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.
Цель: Создание условий для повышения интереса детей к работе с книгой и дополнительного развития их познавательных и речевых умений на материале сказок.
Задачи:
Для детей:
• Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
• Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
• Создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
• Поддержание и развитие детской эмоциональности.
• Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
• Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.
Для родителей:
• Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды.
• Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.
Обеспечение: художественная литература (сказки, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.
Формы и методы работы:
Развивающая предметно-пространственная среда:
• подбор художественной литературы
• дидактические игры
• ТСО
Самостоятельная деятельность детей:
• рассматривание иллюстраций
• рассматривание книг.
• рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
• беседы
• чтение художественной литературы, сказок
• работа по сказке по методике Л. Фесюковой
• экскурсии
• выставки
Совместную свободную деятельность детей и родителей:
• чтение художественной литературы
• пополнение книжного уголка
• посещение выставок детского творчества в детском саду
• совместная продуктивная деятельность
Схема работы со сказкой (методика Л. Фесюковой) :
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка развивает руки.
Этапы работы:
Этапы Мероприятия
Для педагога Для детей Для родителей
I.Подготовительный • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
• Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
• Составление перспективного плана.
• Оформление развивающей предметно-пространственной среды.
• Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.
• Составление информационных листов для родителей.
• Изучение особенностей литературного опыта детей.
• Выявление читательских интересов детей.
• Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. • Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе.
II.Основной • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана). • Участие детей в совместной деятельности. • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
• Оказание помощи в проведении мероприятий.
• Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
III. Заключительный • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). • Сравнительный анализ уровня сформированности читательских интересов детей • Отзывы родителей
• Подведение итогов анкетирования.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Повышение уровня речевого развития детей.
2. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
4. Повышение интереса к книге.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
План реализации проекта
1 раздел: «Вхождение в мир сказок»
Октябрь
1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
4. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
5. Проведение игры «Книжкина больница».
6. Чтение сказок : «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».
2 раздел: «Русские народные сказки»
Ноябрь
1. Изготовление с детьми закладок в книжку.
2. Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».
3. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».
4. Дидактические игры.
5. Игры с правилами «Хитрая лиса».
6. Изготовлению с детьми книг-сказок «Собери сказку»- «Заюшкина избушка» и «Лиса и волк».
7. Чтение сказок : русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».
Декабрь
1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».
3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
4. Викторина по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
5. Чтение сказок : русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».
3 раздел: «Сказки народов мира»
Январь
1. Экскурсия в краеведческий музей
2. Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.
3. Народные подвижные игры.
4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам хакасской сказки «Журавль и Цапля».
5. Чтение сказок : ненецкая сказка «Кукушечка», хакасская сказка «Журавль и Цапля», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Февраль
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».
2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».
3. Дидактические игры.
4. Чтение сказок : таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».
4 раздел: «Авторские сказки»
Март
1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».
2. Рисование иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского «Рисуем сказку».
3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.
4. Викторина «Угадай сказку (К. И. Чуковский)»
5. Чтение сказок : С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К. И. Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».
Апрель
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».
2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»
3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
5. Чтение сказок : братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».
5 раздел: «По дорогам сказок»
Май
1. Презентация проекта для родителей
2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина «По дорогам сказок».
4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.
Список литературы:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А. М. –М. : Просвещение, 1989.
2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
9. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.