Кушнарева
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»
Проект
по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Веселые пальчики»
Составила:
Логопед Кушнарева М. Г.
Ст. Павловская 2016 год.
Актуальность.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Почему я выбрала эту тему проекта? Работая логопедом я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.
В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.
Паспорт проектной работы.
Название проекта : «Веселые пальчики»
Руководитель проекта : Кушнарева Марина Геннадьевна.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей : данный проект рассчитан на детей 5-7 лет.
Состав проектной группы : дети старшей логопедической группы, воспитатели.
Тип проекта : игровой.
Продолжительность проекта : 01.11.2015 г. – 30.04. 2016 г.
Проблемные вопросы:
Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольника?
Как более эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех логопедических занятиях?
Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?
Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.
Цель проекта : преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Задачи проекта :
Развивающие :
• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.
• Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.
• Развивать изобразительные и графические навыки.
• Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости.
• Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.
Обучающие:
• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.
• Учить действовать по словесным инструкциям, контролировать свои действия.
• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.
Воспитывающие:
• Воспитывать культуру речевого общения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Здоровьесберегающие технологии:
Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий.
Совершенствование координации пальцев рук.
Использование релаксации.
Условия реализации проекта :
Формировать интерес детей к занятиям.
Подобрать и разработать специальные задания.
Заинтересовать родителей результатами коррекционной работы.
Этапы проекта :
I этап - Подготовительный.
• Разработка темы;
• Формулировка цели проекта;
• Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
• Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;
• Подбор дидактического материала и пособий.
II этап – Основной.
На данном этапе проводилась следующая работа:
• Проведение подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук.
• Использование пальчиковой гимнастики физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе.
• Игры с использованием дидактических игрушек.
• Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд).
• Совместная деятельность логопеда, воспитателей и детей.
Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.
Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически согласно лексическим темам недели.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук.
№ п/п Лексическая тема Виды работ
Ноябрь
«Обувь».
1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки», «Новые кроссовки».
2. «Спицы» - катание ребристого карандаша между ладонями.
3. «Выгладим платочки» - сминание листа фольги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами.
4. «Вот ботинки для Иринки» - шнуровка сверху вниз без перекрещивания шнурка.
5. Штриховка изображения обуви.
6. Наматывание шнурков на карандаш.
7. «Нарисуй по клеткам сапог».
8. «Две туфельки» - координация речи с движением.
«Игрушки».
1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
2. Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»;
3. Штриховка: «Автомобиль»;
4. Самомасаж.
5. «Игрушка сломалась» - разрезные картинки
6. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь игрушки, называния и материала из которого сделана.
7.«Сюрприз для ребят» - размотать клубочек и найти игрушку.
8.«Научим Буратино» - застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
9.«Фабрика игрушек» - составить изображения игрушек из геометрических фигур
10. Игра с шариком су-джок «Кулачки» - самомассаж рук
«Посуда».
1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша», «Помощники».
2. Штриховка изображения посуды.
3. Выкладывание из палочек (стакан, тарелка).
4.«Дорисуй то, чего не хватает предметам»
5. Игры с ребристым карандащом.
6. Рисование по клеткам посуды.
7.«Вот большой стеклянный чайник» - координация речи с движением
«Домашние птицы».
1. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
2. Штриховка изображения домашних птиц.
3. Самомассаж гранёными карандашами карандашами.
4.«Дорисуй узор».
5. Обвести по контуру.
6. Составление из геометрических фигур цыплёнка
7. Игра с шариком су-джок «Гнёздышко» - самомассаж рук.
8.«Нарисуй по клеткам домашних птиц» (по образцу).
9.«Гости» - координация речи с движением.
Декабрь
«Зима».
1. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
2. Штриховка изображения снеговика.
3. Игра с шариком су-джок «Снежный ком» - самомассаж рук.
4 .«Слепим мы снеговика» - составление снеговика из геометрических фигур.
5. «Укрась снеговика» - шнуровка.
6. «Зальём каток» - разглаживание фольги.
7. «Пройди по следу лыжника» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги.
8. Составление из палочек (ёлочки, снежинки).
9. «Зимние забавы» - координация речи с движением.
«Зимующие птицы».
1. Пальчиковая гимнастика «Птичка песенку поёт».
2.«Ладонь-кулак» - упражнение для кистей и пальцев рук.
3. Штриховка изображения птиц; закрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаша от бумаги.
4.«Дорисуй узор».
5. Игра с шариком су-джок «Упрямый орешек» - самомассаж рук.
6.«Нарисуй по клеткам птиц».
«Домашние животные». 1. Пальчиковая гимнастика «Котёнок-шалун», «Мамы и дети».
2.«Шаловливый котёнок» - смотать и размотать клубок сначала правой, а затем левой рукой
3.«Угостим козочку травкой» - разрывать бумагу на длинные и узкие полоски
4. «Полосатый кот» - обводка по трафарету, штриховка (прямыми линиями сверху вниз)
5.«Нарисуй по клеткам домашних животных» (по образцу)
6.«Важный пёс» - координация речи с движением
«Дикие животные». 1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом», «Ёжик»
2.«В зоопарке мы бродили» - «шагать» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог
3.«Составь из геометрических фигур» - выкладывание зайчика, медведя из геометрических фигур
4. Игра с шариком су-джок «Колючий ёжик» - самомассаж рук, игры в пальчиковом бассеине.
5.«Проводи животных к угощению» - рисование прямых горизонтальных линий по середине дорожки
6.«Дорога домой» - выкладывание гороха на дощечку с размазанным пластилином
7.«На водопой» - координация речи с движением
«Новый год». 1. Пальчиковая гимнастика «Подарки».
2.Ёлка» - статическое упражнение для пальцев рук.
3. Обводка ёлки по контуру, штриховка изображения ёлочки.
4.«Украсим ёлку» - украсить шариками из пластилина.
5. Выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками.
6. Игра с шариком су-джок «Лыжи» - самомассаж рук.
7.«Ёлочная гирлянда» - шнуровка ёлки
8.«Игра с шариком су-джок «Ёлочка – колючая иголочка» - самомассаж рук.
9. Изображение пальцами фигуры «Ёлка»
10.«С Новым годом» - координация речи с движением
Январь
«Мебель» 1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», «Много мебели в квартире».
2. Штриховка изображения мебели.
3. Статическое упражнение для пальцев и кистей рук «Стол, стул».
4.«Мебель для куклы» выкладывание из палочек (стол, стул, полка, кровать).
5.«Домик» - составление из геометрических фигур.
6. Обрывание лишней бумаги по контуру.
7.«Дорисуй узор».
8. Складывание разрезных картинок.
9.«Будем мебель мы считать» - координация речи с движением.
«Транспорт» 1. Пальчиковая гимнастика Заправка».
2. Обводка по трафарету, штриховка (прямыми линиями сверху вниз).
3. Игра с шариком су-джок «Машина» - самомассаж рук.
4.«Составь из палочек» (машину, корабль, ракета).
5.«Нарисуй по клеткам транспорт».
6.«Дорисуй самолёт, машину».
7.«На шоссе» - координация речи с движением.
«Профессии на транспорте». 1. Пальчиковая гимнастика Заправка.
2. Выкладывание из палочек, из мозаики транспорт.
3. Штриховка изображения шофера.
4.«Дорисуй машину» - дорисовать половину машины до получения целостного изображения.
5. Игра с шариком су-джок «Машина» - самомассаж рук.
6. .«На шоссе» - координация речи с движением.
Февраль
«Детский сад. Профессии». 1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба»;
2. Фигурки из палочек: «Качели» (по образцу);
3. Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»;
4. Самомассаж (с шестигранным карандашом).
«Профессии. Швеи». 1. Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»;
2. Работа с пуговицами (нанизывание).
3. Обрывание «Красивый наряд».
4. Самомасаж.
«Профессии на стройке». 1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
2. «Нарисуй инструменты по клеткам».
3. Штриховка изображений инструментов.
4. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предмет.
5. «Почини инструмент» - разрезные картинки.
6. Игра с шариком су-джок «Волчок» - самомассаж рук.
7. «Сложи из палочек» - выкладывание из палочек.
8. «Кровельщик» - координация речи с движением
«Наша армия». 1. Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы»;
2. Фигурки из палочек (танк, самолет);
3. Конкурс: «Кто больше узелков завяжет на веревке?»;
4. Самомассаж,игры в пальчиковом бассеине.
Март
«Весна».
1. Пальчиковая гимнастика «Капель»,»Ласточка».
2.«Волшебный клубочек» - сматывание и разматывание клубка.
3.«Вытрем наши ручки» - собирать платочек в кулак сначала одной рукой, затем другой.
4.«Проведи кораблик по ручью» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги.
5.«Дорисуй сосульки на крыше».
6 .Выкладывание кораблика из палочек.
7.«Весна, весна красная!» - координация речи с движением
«Комнатные растения».
1. Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»;
2. Штампуем пальчиком: (дорисовать образ)
3. Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа);
4. Самомассаж, игры в пальчиковом бассеине.
«Аквариумные и пресноводные рыбы». 1 .Пальчиковая гимнастика «Налим»,»Рыбка».
2 .«Сухой бассейн»- найти на ощупь в коробке с фасолью
3 .«Морская звезда» - выкладывание из палочек.
4 .«Дельфинчик» - обвести по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении.
5 .Игра с шариком су-джок «Морской ёж» - самомассаж рук.
.«Дорисуй узор» - ориентировка на листе в клетку
.«Дорисуй чешую у рыбки»
.Рисование по клеткам рыбки
.Выкладывание из палочек – рыбка
10.«Летучая рыба» - координация речи с движением
«Наша станица» 1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»;
2. Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»;
3. Дорисуй узор (улица города);
Самомассаж (с гранеными карандашами
«Весен-
ние сель-
ско -хозяйственные работы». 1. Пальчиковая гимнастика: «Комбайн»;
2. Дорисуй узор, не выходя за контур;
3. Работа с бросовым материалом: «Работа на полях» (коллективная работа);
4. Самомасаж.
«Космос» 1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями – Комета»;
2. Фигурки из палочек: «Звездочка», «Ракета»;
1. Выложить отгадки на загадки Обрывание: «Звезды на темном небе»;
3. Работа с рисом: «Камета камушками (ракета, небо);
4. Самомассаж (с камушками).
«Хлеб» 1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь»;
2. Фигурки из палочек: (под образцом) «Мельница»;
3. Работа с пшеном: «Хлеб»;
4. Самомассаж.
«Почта». 1. Пальчиковая гимнастика: «Почтовый ящик»;
2. Фигурки из палочек: «Конверт»;
3. Работа с манкой: «Письмо другу»;
4. Самомассаж (с кисточкой).
«ПДД». 1. Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»;
2. Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»;
3. Штриховка: «Автомобиль»;
4. Самомасаж.
В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:
Совместные игры в группе и на участке на развитие моторики рук. Оформление коррекционного уголка в группе.
Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.
III этап – Заключительный.
Заключительным этапом было:
• Подведение итогов.
• Оформление проектной деятельности.
• Проведение мастер-класса для педагогов»Умные руки-умный ребенок», где воспитатели изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.
• Велась работа с родителями:
• Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
• Слайдовая презентация, защита проекта.
Результат работы:
Развитие мелкой моторики рук пальцев рук.
Дети овладели навыками самомассажа кистей рук.
Расширился лексический запас.
Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей с нарушениями речи.
Продукт проектной деятельности :
Продукты детской деятельности:
Работы детей : рисунки, аппликации.
Игровые пособия.
Наглядная информация для родителей:»Игры в пальчиковом бассеине»»Затейливые игрушки»,» Узоры из счетных палочек»и т. д.
Вывод:
Таким образом:
- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.