Мария Сташкина
Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Ах, эти человеческие руки,
Какую красоту они порой творят…
АКТУАЛЬНОСТЬ.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
ЗАДАЧИ
РАЗВИВАЮЩИЕ :
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.
Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать навыки ручной умелости.
ОБУЧАЮЩИЕ:
Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : практико-ориентированный,
По количеству участников: групповой.
Участники: воспитатель Сташкина М. С., дети группы «Пчелки» (4-5 лет, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: с 27.07.2020 г. по 21.08.2020 г.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке заданий;
• систематичность и последовательность;
• вариативность содержания и форм проведения работы;
• наглядность;
• повторность (цикличность повторения) материала.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
• перспективный план работы по развитию мелкой моторики
• картотека пальчиковых игр
• картотека игр с использованием нестандартного оборудования
• изготовление пособий (массажные коврики, массажные карандаши)
• консультации для родителей
• материал в уголок сенсомоторного развития (штриховки, трафареты, дорисовки)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации по теме) :
• Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.
• Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
• Определение предполагаемых результатов проекта
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ
1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:
упражнения для массажа;
логоритмические упражнения;
игры и упражнения с различными предметами и материалами;
упражнения с элементами театрализованной деятельности с использованием пальчикового театра.
2. Пополнение предметно-развивающей среды (массажные коврики, шестигранные карандаши, мячики для самомассажа, схемы для составления рассказов).
3. Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.
4. Подбор консультативного и информационного материала для родителей.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) :
Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.
Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.
Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.
Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• НОД
• совместная деятельность
• самостоятельная деятельность детей
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Работа с карандашом (штриховка, обводка, дорисовка, трафареты)
• Массаж (карандашами, массажными ковриками, мячиками)
• Пальчиковая гимнастика
• Пальчиковый театр
• Игры с прищепками, пуговицами, палочками, бусинами, крупами, решетками
• Пластилинография, работа с бумагой
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
• НОД по пластилинографии:
«Путешествие в лес», «Рыбки в аквариуме», «Фруктовое дерево».
• Пальчиковые игры.
• Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа).
• Массаж с использованием шестигранных карандашей, мячей СУ –Джок.
• Пальчиковый театр.
• Штриховки, дорисовки, трафареты.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
• Консультации для родителей: «Развиваем ручную умелость», Памятка: «Игровой самомассаж пальцев и кистей рук».
• Папка-передвижка «Ум на кончиках пальцев».
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) :
• Подведение итогов работы.
• Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики.
• Оформление проектной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• Положительная динамика в развитии мелкой моторики.
• Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
• Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
• Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.
• Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.
• Формирование коммуникативных способностей.
ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.