Ирина Жукова
Проект по развитию кругозора у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по солнечной системе и планете Земля».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Окружающий мир» была выбрана проектная методика. Занятия направлены не только на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, но и на воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.
Публикация «Проект по развитию кругозора у детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по солнечной системе и планете Земля“,» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Планеты солнечной системы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Работа осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе, о солнечной системе, нашей планете Земля и стране Россия. Проект на тему «Путешествие по солнечной системе и планете Земля» был разработан для детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Паспорт проекта.
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире, пополнение кругозора детей новыми знаниями о космосе, о солнечной системе, планете Земля и стране Россия.
Задачи:
1. Обогащать и расширять представления и знания детей о космосе, космическом пространстве и солнечной системе. Уточнить представления о планетах и созвездиях.
2. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
3. Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.
4. Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине.
5. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал, пополнять активный словарь детей.
Вид проекта: Исследовательский, групповой.
Сроки реализации: Средней продолжительности (2 месяца).
Объект проекта: дети подготовительной группы.
Предмет проекта: образовательная деятельность детей направленная на расширение кругозора.
Предполагаемые результаты:
• У детей расширятся представления о космосе, космическом пространстве, о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси. Дети узнают имя первого космонавта Земли.
• Дети поймут уникальность нашей планеты и важность её изучения.
• У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети узнают значение слов : «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп» и т. д.
• В процессе образовательной деятельности дети научатся моделировать, рассуждать, анализировать, что будет способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности, раскрытию творческого потенциала личности каждого ребёнка.
Приёмы и методы реализации проекта:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
3. Оформление выставок.
4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
5. Проблемные ситуации.
6. Наблюдения.
7. Беседы.
8. Консультации для родителей.
9. Совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей.
10. Оформление информации для родителей в родительском уголке.
11. Организованная творческая деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ.
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
Цели:
• Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников в образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира».
• Выявление первоначальных знаний детей о космосе, космическом пространстве, о планетах Солнечной системы, о Земле как планете и её обитателях.
• Подбор и систематизация литературы и материала о космосе (пособий, демонстративного материала, фотографий, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.
Мероприятия:
1. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта.
2. В группе МДОУ пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта (в уголке экспериментирования появились телескоп и глобус).
3. Составление тематической книжной выставки.
2 этап – основной.
Цели:
• Обогащать и расширять знания детей о космосе, космическом пространстве и солнечной системе, о Земле как планете и её обитателях. Уточнить представления о планетах и созвездиях.
• Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
• Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете.
• Закреплять знания детей о стране, в которой мы живём – России.
• Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине.
Мероприятия:
1. Рассматривание плакатов и иллюстраций на космические темы, знакомство с глобусом и телескопом.
2. Наблюдение на тему:
• «Что мы видим вечером на небе».
• «Улицы нашего города».
3. Беседы с детьми на темы:
• «Почему происходит смена дня и ночи, времён года?»,
• «Что такое карта – портрет Земли»,
• «Материки их особенности и их обитатели»,
• «Океаны и их обитатели»,
• «Много стран на белом свете»,
• «Страна, в которой ты живёшь»,
• «Их имена знает весь мир»,
• «Города России».
4. Экскурсии по достопримечательностям родного города.
5. Чтение художественной литературы: Р. Юрмин «Что внутри?», «Счастливого пути косманавт!», Г. Черненко «Как человек в космос полетел?», Ц. Агелов «Доброе утро, Земля!», мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны», главы из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля».
Заучивание стихотворений: В. Степанов «Ю. Гагарин», А. Хайт «Планеты».
6. Совместная творческая работа родителей и детей:
• Составление рассказов и детско-родительских проектов на тему: «Этот загадочный космос», «Что мы расскажем иностранным гостям о России», «Государственные праздники России», «Любимые места родного города».
• Подготовка презентации на тему: «Герои России», «Славные города нашей Родины».
7. Организованная образовательная деятельность педагога и детей:
• ФЦКМ «Покорение космоса»,
• ФЭМП «Космическое путешествие»,
• Итоговое занятие «Космическое путешествие на Марс».
8. Художественное творчество:
• Рисование: «Путь к звёздам», «Животные жарких стран», «Обитатели глубин», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!», «Русский богатырь».
• Лепка: «Белый медведь», «Хоровод дружбы».
• Аппликация: «Космический корабль», «Морской пейзаж», «Дома на улицах нашего города».
9. Сюжетно- ролевые игры:
• «Путешествие в космическое пространство».
Цель: Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий. Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность.
3 этап – заключительный.
Цели:
• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
• Поделиться полученным опытом с коллегами.
Мероприятия:
1. Итоговое занятие-викторина на тему: «Космос. Солнечная система. Земля».
2. Оформление выставки творчества детей группы.
3. Презентация проекта на педагогическом совете МДОУ.
Список литературы:
1. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.» (Патриотическое воспитание детей, М. Айрис-дидактика, 2008.
2. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова, из-во «Скрипторий»,2003.
3. «Космос: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы». Ранок, 2007.
4. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
5. Интернет- ресурсы:
• http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
• http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
• http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
• http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
• http://mults.spb.ru/mults/?id=230
6. Куропаткина Т., «Первые шаги в космосе», «Ребенок в детском саду», 2002г.
7. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
8. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
9. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
10. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
11. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
12. Красковская Г. И. «Игровые занятия с дошкольниками: патриотическое воспитание». Из. «Гревцов Паблишер», 2010.