Екатерина Талипова
Проект по ранней профориентации дошкольников подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г. Горнозаводска
Проект
по ранней профориентации дошкольников
«Все профессии нужны, все профессии важны».
Публикация «Проект по ранней профориентации дошкольников подготовительной группы „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Подготовительная к школе группа «Пчелка Умняшка».
Составила:
Талипова Е. А.
2023 г.
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта : «Все профессии нужны, все профессии важны»
Актуальность. В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание важности и необходимости профессионального труда. Поэтому очень важно развивать познавательную активность ребенка. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Таким образом, формирование представлений у дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Цель проекта : формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи проекта :
для детей: -пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
-формировать реалистические представления о труде людей;
-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
-формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
развивать связную речь детей, внимание и память;
воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться, доброту, отзывчивость и другие положительные нравственные качества.
для родителей: способствовать зарождению профессионально - ориентировочных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера; способствовать развитию позитивных взаимоотношений в семье.
для педагогов: создать информационную базу, условия способствующие воспитанию гордости за труд близких людей.
Предварительная работа:
Воспитатели:
1. Создание условий
Организация предметно-развивающей среды
Создание библиотеки:
книги о профессиях
иллюстрации, картинки по теме
мини-выставка репродукций «Все профессии нужны, все профессии важны»
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности
3. Подбор информации по теме через интернет
4. Подбор материала «Профессии родителей»
5. Сбор информации в энциклопедиях, книгах, интернете о профессии в жизни человека
6. Подбор пословиц, стихотворений, иллюстраций
7. Экскурсия на железнодорожную станцию, почту и в аптеку.
Родители:
1. Подготовка материала по теме «Профессия моих родителей»
2. Сбор информации «Моя будущая профессия» для создания альбома.
3. Презентация профессий
4. Проведение мастер – класса «Моя мама – кондитер».
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : коллективный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, неделя.
Участники проектной деятельности : воспитанники, воспитатели и родители подготовительной группы МАДОУ «Детский сад №5» г. Горнозаводска.
Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Формы взаимодействия по проекту : Организованная образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторина, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.
Материально-технические условия реализации проекта : Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.
Методическое обеспечение проекта : Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи»,
«Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература
Ожидаемый результат:
Предполагаем, что ознакомление с профессиями позволит :
- расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда.
- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
- совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.
- продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду.
- укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
- поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
-обеспечить активность в сложном процессе его становления Человеком.
Этапы по реализации проекта :
Проект состоит из трех этапов.
1 этап - подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
1. Подготовительный этап :
- Формулировка цели и задач;
- Разработка плана мероприятий;
- Подбор методической литературы по теме проекта;
- Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»
2. Основной этап:
Познавательное развитие:
Формирование целостной картины мира:
1. НОД: «Как хорошо у нас в саду»
Цель: Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Экскурсия на железнодорожную станцию.
Цель: Познакомить детей с профессией «Билетный кассир РЖД».
3. Экскурсия почту «Профессия –оператор почтовой связи».
Цель: Познакомить с профессией оператора почтовой связи, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам почты, развивать у детей наблюдательность; учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.
5. Экскурсия в аптеку «Профессия – фармацевт»
Цель: Познакомить детей с трудом фармацевта; расширить и закрепить знания о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения.
6. Мастер класс «Моя мама – кондитер».
Цель: Познакомить и упрочить знания детей о профессии кондитера, с предметами и техникой необходимыми для работы кондитера. Расширять кругозор и словарный запас детей.
7. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
8. Просмотр мультфильмов «Кем быть?», «Смешарики (профессии)».
9. Итоговое мероприятие: Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».
Конструктивная деятельность:
1. «Юные архитекторы» Цель: Поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.
2. «Юные изобретатели»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
Труд: Хозяйственно — бытовой труд в группе;
Труд в уголке природы;
Труд в природе.
Речевое развитие
1. Составление рассказов по теме «Профессии»
Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение
«Кем я стану, когда вырасту?»
Цель: Учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.
2. Отгадывание загадок.
3. Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?», «Все профессии важны, все профессии нужны!»;
4. Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии людей "
5. Чтение художественной литературы:
«Город добрых дел» Р. Скарри
«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
«А что у вас?» С. Михалков
«Кем быть?» В. Маяковский
«Строители» Б. Заходер
«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
«Доктор Айболит» К. Чуковский
«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
М. Познанская «Пойдем на работу»,
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас?», В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»,
М. Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Слушание музыкальных произведений:
Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
Песня о мастерах (Ю. Ким, А. Рыбников)
2. Рисование:
«Кем я стану, когда вырасту?»
Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.
«Раскраски - Профессии»
Цель: Выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.
3. Аппликация:
«Доктор Айболит»
Цель: Закрепить знание о профессии врача. Закрепить умение работать ножницами, аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Больница» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
«Школа» Цель: Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты); самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Парикмахерская» Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
«Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
• «Строители» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Игры малой подвижности: «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так», «Я садовником родился». «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»).
Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.
Работа с родителями:
-Знакомство родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);
-Консультации для родителей «Обязанности детей дома»
-Оформление альбома «Профессии наших родителей».
- Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.
3 этап – заключительный.
1. Выставка работ по теме: «Все работы хороши, выбирай на вкус…»;
2. Подведение итогов проекта.
3. Оформление альбома «Все работы хороши, выбирай на вкус».
4. Оформление фотоальбома творческих работ детей «Профессии наших родителей».
5. Викторина «Все профессии важны».
Достигнутый результат:
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.
Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и другим профессиям, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.
Большинство детей научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами. Ежедневные обсуждения и составление рассказов по теме обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям.
6. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Вывод: Уверены, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому мы надеемся, что в будущем наши выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
Литература:
Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
Е. А. Алябьева «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях». Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов».
Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru.