Громова Анна Юрьевна
«Шаги в профессию». Проект по ранней профориентации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по ранней профориентации детей «Шаги в профессию»
Работа по профориентированию детей становится актуальной (2 слайд). Об этом свидетельствуют такие документы, как стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, закон «Об образовании», ФОП ДО. В каждом из этих документов, так или иначе, затрагивается вопрос о профориентационной работе. Система дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов (3 слайд).
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовател ьных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте (4 слайд).
Таким образом, целью работы по профориентации детей является обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий (5 слайд).
В работе я выделила несколько принципов и подходов, не буду на этом подробно останавливаться, информация представлена на слайде.
В своей работе я использовала следующие методы и приёмы (6 слайд): экскурсии, виртуальные экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- беседы, рассказы воспитателей и родителей;
- презентации, просмотр мультфильмов;
- встреча с интересными людьми;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность
- чтение художественной литературы.
Ознакомление с профессией происходило по следующему алгоритму: Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества (7 слайд)
Прежде, чем приступить к работе, я составила план проекта. Сразу решила для себя, что буду знакомить с профессиями основательно, уделяя на каждую одну – две недели. На просторах интернета нашла диагностику и скорректировала её под себя. Продиагностировав детей, пришла к выводу, что они мало знают профессии, сельскохозяйственные тем более, хотя мы проживаем в селе, и сельское хозяйство является основным доходом местных граждан. Таким образом, в конце ноября 2023 мы знакомились с профессией врача, в декабре - с поваром, кулинаром, пекарем, (8 слайд) в декабре – ветеринаром (и этот месяц немного выпал в связи с заболеваемостью детей, январь и февраль 2024 г – животновод и его направления, март – пожарный, библиотекарь, апрель – сотрудник ДПС (9 слайд).
На примере профессии пекарь, хочу рассказать подробно о том, как происходило изучение. В первый день ребята знакомились с презентацией, которую помогали сделать родители по вышеуказанному алгоритму. В течение дня беседовали, рассматривали иллюстрации о профессии. Последующие два-три дня играли в дидактические игры, которые распечатывали из интернета, некоторые настольные игры закупили; в тихий час или после сна читали художественную литературу, затем день-два просматривали мультфильмы, рисовали данную профессию, затем ходили на экскурсию и завершающий этап – сюжетно-ролевая игра (атрибуты для игр помогали достать родители). Изучая профессию пекаря, провела занятие, на котором мы с детьми пекли медово-имбирные печенья, которые потом сами пробовали и угощали ребят младшей группы. Играя в СРИ «Пекарь», мы в группе сделали две игровые зоны – «Пекарню», где ребята из мягкого теста при помощи формочек делали пироги и печенья и «Булочную», куда шофёр поставлял эти изделия для продажи. Дети с удовольствием распределили роли, затем менялись. Таким образом, мы изучали каждую профессию.
Итогом реализации проекта стали: подготовленная совместно с родителями выставка «Кем я хочу стать?», изготовление многофункциональной ширмы для СРИ (слайд 10, создание интеллектуальных карт (11 слайд, мы сделали две, работа будет продолжена, и итоговая диагностика, которая показала неплохой результат.
Пощелкать слайды и сделать пояснения.
На последнем слайде литература, которую приобрели в период изучения профессий. На следующий год я планирую взять эту тему по самообразованию и продолжить работу.