Анастасия Захарова
«Азбука права: я и мои права». Проект по профилактике правонарушений несовершеннолетними
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по профилактике правонарушений несовершеннолет-ними «Азбука права : я и мои права»
(краткосрочный, для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет)
Исполнители: педагог-психолог
Султанова Р. С.,
воспитатель Захарова А. А.
г. Радужный, 2024 год
Паспорт Проекта
Название Проекта Азбука права : я и мои права
Вид проекта ознакомительно-ориентировочный (информацион-ный)
Темочки:
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Авторы Проекта Султанова Р. С., педагог-психолог,
Захарова А. А., воспитатель
Тип Проекта,
участники групповой, дети группы общеразвивающей направ-ленности от 5 до 6 лет № 10, родители, педагоги ДОУ
Адресация Проекта для всех участников образовательного процесса
Место реализации
Проекта Муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение детский сад №2 «Рябинка» (МАДОУ ДС № 2 «Рябинка») мкр. 6, дом 17, г. Ра-дужный, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Сроки реализации краткосрочный, 2 недели
Тема проекта права ребенка
Актуальность Проекта Нормативные документы указывают на важность правового воспитания, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об обра-зовании в Российской Федерации» говорится о со-здании условий для социализации на основе приня-тых в обществе правил и норм поведения.
Проблема На основании проводимых методик исследования уровня сформированности правовой воспитанности старших дошкольников группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет №10 МАДОУ ДС № 2 «Рябинка» были выявлены пробелы в правовом воспитании.
Гипотеза Процесс становление правовой культуры воспитан-ников дошкольной образовательной организации будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:
- использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям осознать его обязанности, нормы и правила поведе-ния;
- создание в группе дошкольной образователь-ной организации детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных от-ношений всех участников образовательного процес-са;
- обеспечение преемственности воспитатель-ных усилий педагогов и родителей.
Цель: Проекта создание условий для становления основ правосо-знания и реализации правового поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи Проекта
1. Способствовать формированию субъективного отношения ребенка к правилам поведения и адек-ватной оценке своих и чужих поступков.
2. Создавать условия для осознания детьми, что каждый человек является гражданином государства, в котором он живет, способствовать развитию чув-ства гордости своим гражданством;
3. Воспитывать у детей уважение и терпимость к другим людям, независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого свое-образия, в том числе внешнего облика и физических недостатков, чувство ответственности за окружаю-щих, за начатое дело, за данное слово;
4. Повышать правовую культуру педагогов и их профессиональную компетенцию в этой области;
5. Создавать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по формированию пра-вового сознания дошкольников.
6. Осуществление эффективного межведомственно-го взаимодействия с органами системы профилакти-ки, прокуратурой, общественными организациями (волонтерами, социальными институтами города по правовому воспитанию детей.
Практическая значимость Проекта
-развитие начальных представлений у детей о своих правах, усвоение ключевых понятий: закон, право, правонарушение.
Особенности проекта создание системы работы по становлению правовой культуры участников образовательного процесса.
Ресурсы Проекта,
источники информации Информационные- интернет, учебники;
Финансовые не предусмотрены;
Материально-технические – компьютер, интернет,
Кадровые ресурсы: воспитатель, педагог-психолог
Ожидаемые результаты
1. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответ-ствии с ФГОС ДО пополнится пособиями и методи-ческими материалами по правовому воспитанию.
2. Увеличиться количество участников, вовлечен-ных в реализацию Проекта от 24 до 100 человек.
3. Повышение уровня правовой грамотности у всех участников Проекта :
- у детей появиться первоначальные знания о правах ребенка, они познакомятся с нормативными доку-ментами (Конвенция, Конституция РФ);
- увеличение количества родителей, принимающих участие в реализации Проекта до 75%;
- повышение мотивации педагогов на совершен-ствование педагогического процесса, направленного на развитие правовой культуры участников образо-вательного процесса;
4. Расширение контактов с социальными института-ми города (Отдел Загса г. Радужный, участие во-лонтеров).
Риска при реализации Проекта :
- повышение уровня заболеваемости детей, педаго-гов;
- низкая активность и заинтересованность родите-лей;
- погодные условия (проведение мероприятий на улице, экскурсий).
- отсутствие заинтересованности социальных парт-неров в деятельности ДОУ.
Актуальность проекта
Правовое воспитание, как направление социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста, является актуальной проблемой.
Нормативные документы указывают на важность правового воспитания, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об об-разовании в Российской Федерации» говорится о создании условий для соци-ализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения.
Педагогические исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе первоначальные пред-ставления о социальных нормах поведения людей. Например, С. А. Козлова отмечает, что у дошкольников необходимо формировать представление о са-мом себе, о правах и обязанностях, оценочное отношение к социальным явле-ниям.
Тенденции развития общества также подчеркивают актуальность право-вого воспитания. Например, рост правонарушений и преступности в обще-стве, а следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении и не занимаю-щихся воспитанием и содержанием детей.
На основании проводимых методик исследования уровня сформирован-ности правовой воспитанности старших дошкольников группы общеразвива-ющей направленности от 5 до 6 лет №10 МАДОУ ДС № 2 «Рябинка» были выявлены пробелы в правовом воспитании.
В дошкольном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка и отклонения в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и в значительной степени обратимостью (A.JI. Венгер, именно в дошкольном детстве закладываются предпосылки возможных поведенческих отклонений (А. И. Белкин, советский и российский психиатр и др., отмечал, что дошкольный период является сензитивным к педагогическим воздействиям, и в этот период жизни ребенка наиболее эф-фективны профилактические меры по предотвращению правонарушений несовершеннолетними в будущем.
Проект основывается на принципах:
- учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей предполагает, что воспитание согласуется с общими законами человеческого развития и строится сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным осо-бенностям ребенка (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, С. Л. Ру-бинштейн);
- субъектности предполагает «включенность» ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит пу-тем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира (С. Л. Рубинштейн);
- содержательно-доминирующего подхода содержание работы по право-вому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах дея-тельности с детьми, так и свободной деятельности детей;
- деятельностного подхода правовое воспитание осуществляется в разно-образных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художе-ственно-творческой, трудовой, музыкальной (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев;
- интегративности предполагает, что процесс становления правового со-знания и поведения детей требует сочетания различных знаний об обществе и использования доступных форм их обретения ребенком. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности в рамках одного образовательного мероприятия;
- открытости предполагает использование разнообразных видов обще-ния, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаи-мопонимания через организацию диалога;
- преемственности предполагает непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования, необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических ценностей и традиций (Я. А. Коменский, В. Н. Просвиркин);
- социального партнерства ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оп-тимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
Цель Проекта : создание условий для становления основ правосознания и ре-ализации правового поведения детей старшего дошкольного возраста в раз-личных видах деятельности.
Задачи Проекта :
1. Способствовать формированию субъективного отношения ребенка к правилам поведения и адекватной оценке своих и чужих поступков.
2. Создавать условия для осознания детьми, что каждый человек является гражданином государства, в котором он живет, способствовать развитию чув-ства гордости своим гражданством;
3. Воспитывать у детей уважение и терпимость к другим людям, незави-симо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков, чувство ответственности за окружающих, за начатое дело, за данное слово;
4. Повышать правовую культуру педагогов и их профессиональную ком-петенцию в этой области;
5. Создавать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по формированию правового сознания дошкольников.
6. Осуществление эффективного межведомственного взаимодействия с органами системы профилактики, прокуратурой, общественными организаци-ями (волонтерами, социальными институтами города по правовому воспита-нию детей.
Новизна Проекта
Новизна проекта заключается в создании системы работы по становле-нию правовой культуры участников образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Основные международные документы:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
- Нормативные документы федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзор-ности и правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 №120-ФЗ.
Средства реализации Проекта
Эффективность осуществления правового воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:
- использование в комплексе разнообразных средств и методов воспита-ния, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
- создание в дошкольной образовательной организации атмосферы, сти-мулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений.
Детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах челове-ка, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
- права, знание которых может способствовать, развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обоб-щений.
Способы разъяснения информации, содержащиеся в Конвенции, весьма разнообразны: от включения элементов Конвенции в содержание спектаклей, мультфильмов до различных занимательных и познавательных игр, использу-емых в различных видах деятельности.
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
• Беседы о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами. Например, на темы «Что такое право», «Право на жизнь», «Право на семью».
• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, современной и классической детской литературы. Дошкольники могут анали-зировать действия персонажей в книгах, сравнивать с нормами, которые дей-ствуют в реальной жизни, давать оценку поведению героя.
• Организация игровых развивающих и жизненных ситуаций. Они обес-печивают детям возможность усваивать различные правовые понятия при ре-шении конкретных проблемных ситуаций.
• Инсценировки с игрушками. Они позволяют продемонстрировать детям образцы соблюдения правовых норм во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, между сверстниками.
• Организация игровой деятельности. Дидактические, театрализованные, сюжетные игры, игровые тренинги, образовательные квесты.
• Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. Это помогает рас-ширить знания детей о нравственно-правовых нормах, о необходимости про-являть заботу и внимание по отношению друг к другу, развивать навыки сов-местной деятельности, воспитывать взаимопомощь и сотрудничество.
Работа по правовому воспитанию дошкольников проходит как в образова-тельной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и родителей с детьми.
Ожидаемые результаты
1. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО попол-нится пособиями и методическими материалами по правовому воспитанию.
2. Увеличиться количество участников, вовлеченных в реализацию Проекта от 24 до 100 человек.
3. Повышение уровня правовой грамотности у всех участников Проекта :
- у детей появиться первоначальные знания о правах ребенка, они познако-мятся с нормативными документами (Конвенция, Конституция РФ);
- увеличение количества родителей, принимающих участие в реализации Про-екта до 75%;
- повышение мотивации педагогов на совершенствование педагогического процесса, направленного на развитие правовой культуры участников образо-вательного процесса;
4. Расширение контактов с социальными институтами города (Отдел Загса г. Радужный, участие волонтеров).
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Цель Содержание
1. Создание условий для ре-ализации проекта
2. Выявление степени заин-тересованности педагогов, родителей воспитанников в данной деятельности и их готовности к взаимодей-ствию.
Изучение имеющегося опыта правового воспитания в дошкольных образовательных организациях.
Мониторинг с целью изучения уровня сформированности правовых представлений детей.
Изучение нормативно-правовых, методиче-ской литературы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающего среды группы.
Анкетирование родителей, педагогов, опре-деление перспектив взаимодействия.
Взаимодействие с социальными института-ми города.
Основной (практический)
1. Мотивация всех участ-ников проекта
к инициативному творче-скому взаимодействию.
2. Создание условий для формирования основ пра-восознания и правосооб-разного поведения до-школьников.
3. Обеспечение активности детей во всех видах дея-тельности.
Проведение просветительных мероприятий по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
Разработка пакета методической продукции: сценарии, конспекты, картотеки, презентации, рекомендации.
Создание средств визуальной информации по повышению правовой культуры для всех участников педагогического процесса.
Создание условий для практического приме-нения детьми в различных видах деятельности правовых знаний.
Консультативная индивидуальная помощь, обмен информацией.
Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребёнка в семье.
Оказание практической методической помощи педагогам в совершенствовании воспитатель-но-образовательного процесса по правовому воспитанию детей.
Обобщающий
(обобщение и транслирование педагогического опыта работы)
1. Обобщение и анализ ре-зультатов реализации про-екта.
2. Транслирование педаго-гического опыта работы. Анализ результатов реализации проекта.
Публикация материалов проекта в региональ-ных изданиях, в сети Интернет.
Определение перспектив обогащения содер-жания проекта и его дальнейшей реализации.
Содержание Проекта
Современные требования в области охраны и прав, и интересов детей направленны прежде всего на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную соци-ально-правовую защищенность детей. Ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов, родителей – объяснить детям юридические нормы всеми доступными средствами с учетом возрастных осо-бенностей детей старшего дошкольного возраста. Необходимо помочь детям увидеть ценность прав, показать социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать конфликтные ситуации в повсе-дневной жизни.
Процесс воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ реализуется через формирование трех компонентов правовой культуры :
когнитивного (знания детей о правах и обязанностях,
эмоционально-оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права,
поведенческо-деятельностного (умения и навыки по реализации пра-вового поведения).
Воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста строиться по трем направлениям : работа с педагогами, работа с родителями (законными представителями, работа с детьми.
Главной целью методической работы с педагогами в данном направлении является повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний в области воспитания правовой культуры у детей стар-шего дошкольного возраста.
Ответственным за реализацию проекта являются воспитатели группы, пе-дагог-психолог.
Главной целью работы с родителями в данном направлении является ор-ганизация непрерывного сопровождения (консультативная поддержка) про-цесса воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Проект реализуется в течение 2 недель и ориентирована на группу детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Планирование комплекса мероприятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (работа с детьми)
№ п/п Мероприятия Дата
1. Определение Диагностика детей «Определение уровня сформированности у детей первоначальных правовых знаний, нравственных представлений дошкольников, осознания нравственных сторон взаимоотношений» 29.11.2024
2. Интерактивные игры по правовому воспитанию 30.11.2024
3. Сюжетно-ролевая игра «Школа» 02.12.2024
II половина дня
4. Акция создание книги «Права ребенка» для детей среднего дошкольного возраста 03.12.2024
5. Просмотр мультипликационного фильма «Цветик-семицветик» 04.12.2024
6. Выставка творческих работ генеалогическое древо «Моя семья» 05.12.2024
7. Встреча с представителем правоохранительных орга-нов «Права и обязанности детей» 09.12.2024
8. Квест-игра «В поисках прав ребенка» с участием роди-телей 10.12.2024
9. Экскурсия детей с участием родителей в Отдел Загса администрации г. Радужный 11.12.2024
10. Акция распространение среди горожан памяток «Пра-ва ребенка» с участием детей группы и волонтеров го-родского волонтёрского объединения «100% добро-ты» 12.12.2024
11. Чтение художественной литературы, сказок:
«Красная шапочка», «Дюймовочка», «Золотой клю-чик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Денис-кины рассказы» и т. д. Ежедневно
II половина дня
12. Дидактические игры по правовому воспитанию в свободной деятельности
1. Диагностика детей «Определение уровня сформиро-ванности у детей первоначальных правовых знаний, нравственных представлений дошкольников, осозна-ния нравственных сторон взаимоотношений» 12.11.2024
Планирование комплекса мероприятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (работа с родителями)
№ п/п Мероприятия Дата
1. Папка-передвижка «Всемирный день ребенка» 20.11.2024
2. Опрос по изучению мнения родителей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста (онлайн-опрос). 29.11.2024
3. Консультация «Советы родителям по правовому вос-питанию» 02.12.2024
4. Памятка «Права ребенка согласно Конвенции ООН» 03.12.2024
5. Памятка «Профилактика жестокого обращения с деть-ми»
6. Квест-игра «В поисках прав ребенка» с участием роди-телей 10.12.2024
9ч. 00м.
7. Экскурсия детей в Отдел Загса администрации г. Ра-дужный с участием родителей 11.12.2024
9ч. 00м.
8. Семинар-практикум «Стили семейного воспитания» 11.12.2024
17ч. 30м.
Планирование комплекса мероприятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (работа с педагогами)
№ п/п Мероприятия Дата
1. Анкетирование педагогов по правовому воспитанию детей дошкольного возраста (онлайн-опрос). 29.11.2024
2. Рекомендация педагогам по оказанию психологиче-ской помощи детям, пострадавшим от жестокого об-ращения с детьми. 02.12.2024
3. Круглый стол по правам ребенка с приглашением спе-циалиста-эксперта комиссии по делам несовершенно-летних при администрации города Радужный (Пальчак Н. Н.) 11.12.2024
4. Представление опыта работы по правовому воспита-нию Декабрь, 2024
5. Представление опыта работы по правовому воспита-нию на ГМО воспитателей групп общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, ГМО педагогов-психологов 2024-2025 учебный год
6. Публикация статьи об опыте работы по правовому воспитанию дошкольников в журнале «Вестник про-свещения» (международное педагогическое средство массовой информации) Декабрь,2024
Для формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста исполь-зуются следующие методы:
• Беседы о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами. Например, на темы «Что такое право», «Право на жизнь», «Право на семью».
• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, современной и классической детской литературы. Дошкольники могут анали-зировать действия персонажей в книгах, сравнивать с нормами, которые дей-ствуют в реальной жизни, давать оценку поведению героя.
• Организация игровых развивающих и жизненных ситуаций. Они обес-печивают детям возможность усваивать различные правовые понятия при ре-шении конкретных проблемных ситуаций.
• Инсценировки с игрушками. Они позволяют продемонстрировать детям образцы соблюдения правовых норм во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, между сверстниками.
• Организация игровой деятельности. Дидактические, театрализованные, сюжетные игры, игровые тренинги, образовательные квесты.
• Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. Это помогает рас-ширить знания детей о нравственно-правовых нормах, о необходимости про-являть заботу и внимание по отношению друг к другу, развивать навыки сов-местной деятельности, воспитывать взаимопомощь и сотрудничество.
• Работа по правовому воспитанию дошкольников проходит как в обра-зовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельно-сти воспитателя и родителей с детьми.
Методы развитию правовой культуры детей
Формы проведения мероприятий по данному направлению разнообраз-ны (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания с привлечением специалистов, беседы). Главной особенностью таких меропри-ятий является то, что основной задачей будет не столько развлечение, сколь-ко формирование культуры общения с ребенком.
Методы работы с детьми и родителями по развитию правовой культуры
Организация работы с родителями (законными представителями) воспи-танников осуществляется в форме правового просвещения.
Методы работы с родителями по развитию правовой культуры
Методическая работа с педагогами в рамках организации правового вос-питания старших дошкольников может осуществляться в различных формах: лекции, беседы, консультирование (индивидуально и групповое, педагогиче-ские советы, семинары, практикумы, посещение открытых мероприятий, наставничество, педагогические мастерские, повышение квалификации.
Использование разнообразных форм работы с педагогическим коллекти-вом в ДОО позволит повысить уровень профессиональной подготовки педа-гогов в области правового воспитания дошкольников, что, в свою очередь, будет являться одним из необходимых условий успешной организации право-вого воспитания.
Список используемой литературы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации».
2. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Примерная программа воспитания, одобренная решением федерально-го учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20).
4. Примерная программа по формированию законопослушного поведе-ния несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здо-ровья, обучающихся в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. автономное учреждение дополнительного про-фессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». – Ханты- Мансийск: Институт раз-вития образования, 2018. - 33 с.
5. «Социокультурные истоки» на уровнях дошкольного и начального общего образования. /сост. Е. И. Минаева, О. В. Серё гина: автономное учре-ждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». - Ханты- Мансийск: Институт развития образования, 2018. - 33 с.
6. Право знать право : методические рекомендации по организации право-вого просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. - М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. – 76 с. : Серия «Правовое просвещение населения».
7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфе-ра, 2015. -96 с. (Вместе с детьми).
8. Коломийченко Л. В., Чугаева г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Заня-тия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социаль-ному воспитанию. - М. : ТЦ Сфера, 2019. -176 с.
9. Мячина Л. К., и др. Маленьким детям – большие права : Учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 251 с.
10. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ М. : ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ). 80 с.
11. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. «Ре-бенок в детском саду». №3. 2008. С. 39-45.
12. Князева О. Л. Я, ты, мы. М., 1996. 12 с.
13. Козлова С. А. Мы имеем право : учеб-метод. пособие. М: Издатель-ство «Обруч», 2010. 208 с.
14. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении и семье // Дошкольное воспитание, № 8, 2001.