МААМ-картинки

«Моя любимая семья». Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям

Елена Цветкова
«Моя любимая семья». Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д. По статистике 80% всех семей в течение 2-3 лет, разводятся.

Т. А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

Поэтому, семейные ценности должны быть заложены в личности ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

И. С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей:

- ценности супружества;

- ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

- ценности родительства, воспитания детей;

- ценности родственных связей;

- ценности, связанные с саморазвитием;

- ценности внесемейных коммуникаций.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Проблема

- у детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи;

- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

- крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей, недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка;

- распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций;

- разобщенность между семьей и детским садом.

Цель и задачи проекта

Цель: Приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - способствовать формированию у детей интереса к своей семье, формированию и сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи;

- способствовать формированию и развитию у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

- побуждать детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

- побуждать родителей к установлению и сохранению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций и способствовать созданию условий для приобщения детей к этим семейным ценностям;

- создать условия для повышения уровня родительской активности и развитию навыков общения и сотрудничества с детьми;

- повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнеры.

Сроки реализации: 2023-2025 гг.

Этапы работы над проектом

1 этап – организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.

2 этап - формирующий

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3 этап - обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы, обобщение опыта на уровне ДОУ, города и РХ.

Предполагаемые продукты проекта

Организация выставок творческих работ детей и родителей в группе детского сада, организация мини-музеев в группе, выставка семейных коллекций, создание семейного альбома, презентация «Семейное древо», сборник стихов, сказок, рассказов о семье.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания:

дети:

- у детей будет сформирован интерес к своей семье и сохранению семейных традиций и обычаев;

- будут развиты нравственные качества (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т. д.);

- будут сформированы и развиты навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

родители:

- будет повышен уровень родительской активности и их педагогической компетентности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;

- будет сформирован опыт работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества;

- создан благоприятный психологический климат в семье.

педагоги:

- укрепление системы взаимосвязи работы педагогов ДОУ по теме «семейные ценности»;

- повышение профессиональной компетенции педагогов;

- обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Практическая значимость результатов

Данный опыт работы будет полезен для педагогов ДОУ, заинтересованных в

повышении качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию, в организации совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников. Также опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.

Литература

1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1. – С. 273-278.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;Горбунова Л. П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 6.- С. 5-6.

3. Коломийченко Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2013.

4. Кузина А. Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч. -практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 35-43.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.

6. Петленко Л. В., Агибалова О. А. Говорим о доме и о семье 5-6 лет Практ. пособие д/детей и родителей [Новый стандарт дошкольного образования ФГОС] Издательство: АСТ. 2014,- 48 с.

7. Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95551.htm.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Моя семья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста Занятие проводится по лексической теме «Я и моя семья» Цель: расширять знания старших дошкольников о своей семье, родственниках. Задачи:.

Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб»Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб» Хлеь Цель: формирование представления детей о производстве хлеба. Ход: - Ребята, отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный.

Конспект НОД по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста «Как Маша собиралась на день рождения» Методическая разработка НОД по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к ЗОЖ Чубрикова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Моя любимая семья». Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям
Опубликовано: 14 января 2025 в 05:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Моя любимая семья». Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям» (включая файлы) размещена пользователем Елена Цветкова (УИ 64390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД