Ирина Останина
Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Детский сад №193»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»)
Проект по познавательному развитию во 2 группе раннего возраста
«Круглый год»
Воспитатель:
Останина И. Н.
Барнаул 2023г
Тема: «Круглый год»
Продолжительность: долгосрочный с 14.09.23 по 17.05.24
Публикация «Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста „Круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.
Проблема: Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
Цель: Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей.
Закреплять умение определять время года по характерным признакам, установление причинно – следственных связей между временами года.
Обогащать активный, пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь.
-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Формировать представления о труде взрослых в природе
- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
-Создание развивающей среды
- Дидактические игры
- Наглядный материал
-Подбор художественной литературы
-Картотека пальчиковых и подвижных игр
- Материалы для экспериментирования
2. Практический (1 октября – 17 мая)
Организация деятельности детей
3. Заключительный (20 мая-31 мая)
Определение результата практической деятельности с детьми
Формы работы:
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
-Речевые игры
-Наблюдения в природе
- Труд в природе
-Экспериментальная деятельность
-Чтение художественной литературы
Ожидаемые результаты
Дети
- Сформированы элементарные представления о временах года
-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
Педагоги
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста
- Используют различные формы работы.
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт.
Используемая литература:
1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Вторая группа раннего возраста. Мозаика – синтез, Москва, 2014
2. «Энциклопедия развивалок». Научно – популярное издание «Ребенок. Развивающие игры», Эксмо, Москва, 2011
3. С. Н. Теплюк «Ребенок третьего года жизни», пособие для родителей и педагогов, Мозаика – Синтез, Москва, 2014
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз». Творческий центр «Сфера», Москва, 2009
5. Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010-304с.
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.
Содержание работы
Мероприятия Цель Участники Срок
План работы с детьми
Осень
Речевое развитие
Чтение художественной литературы : «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка», «Колосок», «Теремок» Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Воспитатель, дети Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Словесно-речевые игры : Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»
Дидактические игры: «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?»,
Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка»
Продолжать учить рассматривать изображения и различать признаки времен года, активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.
Сентябрь, октябрь
Беседа «Что нам осень подарила?» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей, Сформировать у детей представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы Воспитатель, дети Сентябрь
Речевые подвижные игры: «Собираем овощи»,«Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью» учить действовать согласно
словам текста; имитировать движения птиц, животных;
обогащать двигательный опыт детей.
Сентябрь, октябрь
Социально-коммуникативное
С/ р игры :«Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», "Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять» разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Воспитатель, дети Сентябрь
Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» развитие плавного, длительного выдоха; формировать представления об осенних явлениях
Развлечение «Здравствуй, осень» Создать радостную, бодрую атмосферу. Предоставить детям возможность активного отдыха. Воспитатели, муз. руководитель
дети
Познавательное развитие
Д/игры «Кто где живет?», «Кто что ест?» и др. Обогащение опыта детей по взаимодействию с окружающим Воспитатель, дети Сентябрь-
Наблюдения на прогулке за листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем. учить определять время года по характерным признакам. Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
ООД «В гостях у бабушки» Формирование представлений об осени, как времени сбора урожая, знакомство с сельскохозяйственным трудом. Расширение кругозора детей. Воспитатель, дети Октябрь
Игровая деятельность Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов Продолжать знакомить с овощами и фруктами, определять их название по внешнему виду Воспитатель, дети сентябрь
Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки»
Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды» Способствовать развитию восприятия дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем сравнивания, действий с материалом Воспитатель, дети Сентябрь, октябрь
Дидактические игры: «Сколько- листочков?»,, «Большой- маленький», «Найди такой же листик» Развивать речь, мышление, образное восприятие, способствовать формированию целостной картины мира Воспитатель, дети Сентябрь, октябрь
Художественно-эстетическое развитие
Участие в конкурсе поделок из природного материала Вызвать у детей желание изготовить поделку из природного материала. Воспитатель, дети Сентябрь
Продуктивная деятельность: Рисование «Дождик» Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Воспитатели, дети
Хороводные игры «Огород», «Овощи» развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; знакомить с сезонными овощами Воспитатели, дети Сентябрь, октябрь
Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара
Пение «Дождик» рус. нар. мел., развитие способности эмоционально воспринимать музыку, знакомить с природными явлениями. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения Воспитатели, дети октябрь
Театрализованная игра «Репка» Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности. Воспитатели, дети ноябрь
Физическое развитие
П/ И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад» обогащать двигательный опыт детей, знакомить с сезонными явлениями Воспитатели, дети октябрь
Зима
Речевое развитие
М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол
«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», О. Высотская
«Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима» Развитие интереса детей к художественной литературе. Формирование целостной картины мира Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
ООД «Оденем куклу Катю на прогулку» Продолжать знакомить детей с названиями сезонной одежды Воспитатели, дети Декабрь
Художественно эстетическое развитие
Прослушивание музыкальных произведений «Кто по лесу идет» «Зайчик» Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение Воспитатели, дети
Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик»
Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку» Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы. Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
Слушание Чайковский «Зима»
Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи
Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
Музыкально- ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок…» Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
Социально –коммуникативное развитие
Театральная игра «Зимовье зверей»
С/ Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес» Обогащение связей ребенка с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлением этого мира, отображение его в игре и другой деятельности. Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «Какие снежки?», «Нарядим елочку»
Д/ И: «Найди картинку», «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку»
Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем.
Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь» Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
Познавательное развитие
Игры с песком: «Следы», «Печем печенье»
Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем»,
«Цветные льдинки»
Д/ И: ««Сколько снежинок?», «Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», Лото «Зима»,
«Что бывает белым?»
Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
Учить детей замечать красоту зимней природы;
Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате)
Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
ООД «Зимушка, зима» Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Воспитатели, дети Январь
Физическое развитие
П / И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Снег кружится», «На елку»
Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз»
Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок…», «Снежинки»,
«На дворе Мороз и ветер…», «Мороз» Развивать основные виды движения (ходьба, бег, умение ходить в хороводе, в игре соотносить слова с движением Воспитатели, дети Декабрь
Январь
Февраль
Весна
Речевое развитие
Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?», «Кап-кап», «Что весной бывает»,
Дидактические игры, «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?»
Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы»,
«Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»
Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик» Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять первичные представления об объектах окружающего мира Воспитатели, дети Март
Апрель
Май
Чтение художественной литературы:А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка
«Дождик», сказка «Заюшкина избушка» Приобщение к народной культуре, развитие интереса к художественной литературе. Формирование целостной картины мира Воспитатели, дети Март
Апрель
Май
ООД «Весенние приметы» развитие речевой и познавательной активности детей в процессе ознакомления с характерными признаками весны. Воспитатели, дети Март
Социально-коммуникативное развитие
С/Р игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела» Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их особенностях весной, устанавливать простейшие связи между ними: чаще и жарче греет солнце, появляется больше птиц, часто идут дожди, появляются первые цветы – одуванчики.
Воспитатели, дети Апрель
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
Игры с водой «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки»
Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»
Дидактические игры «Сколько лодочек в луже?»,
«Большие- маленькие сосульки»,
Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника Обогащение познавательного интереса детей посредством элементарного экспериментирования Воспитатели, дети Март
Апрель
Май
ООД «Весна –красна идет» развитие познавательного интереса у детей раннего возраста в процессе ознакомления с весенними изменениями в природе.
Воспитатели, дети Апрель
Физическое развитие
Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу»,«Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»
Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»
Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла.» развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой. Воспитатели, дети Март
Апрель
Май
Художественно-эстетическое развитие
Музыкально – художественная деятельность
Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной
Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковский Воспитывать у детей радостное переживание весеннего настроения.
Воспитатели, дети Апрель
Май
Театрализованная игра «Заюшкина избушка» Формировать умение соотносить сюжет с временем года. Продолжать расширять представления детей о сказках по которым показывают театр. Воспитатели, дети Апрель
Рисование ООД «Травка зеленеет» Развивать интерес к действиям с различными материалами, формировать умение видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках, линиях, создавать образ по замыслу. Воспитатели, дети Май
Оснащение предметно-развивающей среды и разработка дидактического сопровождения
Создание игрового мини –макета «Животные наших лесов» Дать представление о животном мире нашего края. Развивать зрительное восприятие Воспитатели, дети, родители Ноябрь, апрель
Настенное игровое пособие «Дерево в разные времена года» Дать представление о смене времен года на примере растений Воспитатель дети Ноябрь
Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки) по сезонам Формировать первичные представления об объектах окружающего мира Воспитатель дети Октябрь
Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
Знакомить детей с названием одежды на разные времена года Воспитатель Декабрь
Фотоальбом
«Наш край во все времена года» Расширять знания детей о временах года, знакомить с природой Алтая. Воспитывать любовь к родной природе Воспитатель Октябрь
Картины – пейзажи по временам года
Расширить представление детей о временах года. Развитие активного словаря : зима, холодно, снег, белый, пушистый, снеговик.
Воспитать в детях любовь к природе. Воспитатель, дети Январь
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Развивать зрительное восприятие, дать возможность оценить свою деятельность в ходе проекта Воспитатели Апрель
План работы с родителями
Сообщение о теме и цели проекта Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Сентябрь
Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Повысить уровень родительской компетентности в данном вопросе Воспитатель, родители Сентябрь
Анкетирование родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» Привлекать родителей к участию в проекте, уточнить степень значимости понятия «краеведческое воспитание» в семьях воспитанников Воспитатели
родители октябрь
Ширма ««Зимние забавы»
Выставка поделок «Мой друг – снеговик» создавать условия для участия родителей в выставке Воспитатели
родители Декабрь
памятки для родителей «Покормите птиц зимой». «Зимующие птицы»
Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).
Обеспечить вовлечение родителей в образовательную деятельность детей Воспитатели
родители
Январь
Акция «Огородные сказки на окне Развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Родители, дети Апрель
Оформление альбома «Круглый год»
Расширять знания родителей о своевременности информирования ребенка
Воспитатели
родители
май