Алена Мананникова
Проект по познавательному развитию «Солнышко лучистое»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Солнышко лучистое»
Срок реализации: краткосрочный
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Авторы проекта : воспитатели Мананникова А. А., Ладыгина Ю. А.
Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители воспитанников
Возраст детей: 3 – 4 года
Актуальность разработки и реализации проекта :
Публикация «Проект по познавательному развитию „Солнышко лучистое“» размещена в разделах
Тема была выбрана в начале весны и разработана для реализации с наступлением теплых дней. В это время солнышко начинает светить чаще, ярче, становится теплее. Это, конечно, заметили и дети. В этом возрасте (3-4 года) у детей закладывается сенсорное представление (форма, цвет, размер). Хотелось так же обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу для формирования у детей познавательного интереса. В связи с этим разработан и реализован образовательный проект для развития наблюдательности, любознательности, познавательной мотивации.
В возрасте трех-четырёх лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. Причем, в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета солнце, какой формы. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем, что требовало обогащения активного, пассивного словарного запаса.
Проблема: Отсутствие понятия о важности и значении солнца для жизни на Земле.
Цель проекта :
Развитие познавательной активности через знакомство с природным объектом солнце в различных видах детской деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментирования, наблюдений.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения.
- Обогатить словарный запас по данной теме: «лучистое», «яркое», «теплое», «доброе», «светит», «греет» и т. д.
- Развивать творческие способности.
- Закрепить сенсорные представления: «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже», «холодный», «теплый».
- Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активной познавательной деятельности.
- Обогащать опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
- развитие у детей наблюдательности (узнают и называют солнце в книжках, на картинках);
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет», «солнышко», «лучистое» и т. д.
План реализации проекта
Этапы проекта.
Подготовительный:
- беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце;
- составление плана проекта :
- подбор методического материала;
- подборка стихотворений, потешек, загадок, игр о солнце, подбор иллюстративного материала и др. ;
- подготовка атрибутов для игр, НОД.
Основной этап:
1. Речевое развитие.
Чтение и заучивание потешек «Солнышко ведрышко», «Солнышко на дворе», стихов «Солнечный зайчик», «Убежал весь снег с полей», «Тучка прячется за лес», «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто, «Вышло солнце из-за туч», «Солнышко, солнышко выгляни в окошко» А. Барто. «Солнышко лучистое» Т. Бойко «Солнышко доброе, лучистое».
Чтение сказки «Сказка о Солнечном зайчике», словацкой сказки «У солнышка в гостях».
2. Познавательное развитие.
Определение значимости солнца для животного и растительного мира.
Наблюдение за изменениями, связанными с солнцем, в природе. Познавательно-исследовательская Ситуативные разговоры, дидактическая игра «Опиши солнышко», «Много - мало».
Экспериментальная деятельность: «Солнце - вода». «Холодно – тепло», «Лед и вода»;
Дидактическая игра «Соберем лучики для солнышка».
3. Художественно-эстетическое развитие.
Музыкальная деятельность:
Музыкальная игра «Солнышко» Е. Д. Машковцева, «Зайцы и лиса», Музыкально-двигательное упражнение: По дорожке (С. А. Лёвина)
Разучивание песен «Солнышко лучистое в гости приходи», «Солнышко лучистое», «Есть у солнышка дружок», «Маленькая птичка».
Изобразительная деятельность:
Аппликация из цветной бумаги: разноцветные ладошеки детей на общем листе (большого формата) «Солнышко лучистое».
Проведение игры-занятия: рисование «Наше солнышко».
Нетрадиционное рисование крупой (манной и перловой) на тему: «Одуванчик радуется солнцу». Рисование пластилином «Помоги взойти Солнышку».
Проведение НОД по рисованию, аппликации и лепке по теме: «Солнышко»
4. Социально-коммуникативное развитие.
Беседа с детьми «Что такое солнце?», «Какого цвета солнышко?»; дидактическое упражнение «Туча закрыла солнце»; упражнение на релаксацию: «Подари другу лучик».
5. Физическое развитие.
Физкультурные минутки:
«Здравствуй, Солнышко!», «В гостях у Солнышка». Пальчиковая игра: «Солнце, заборчик, камень», «Петушок». Пальчиковая гимнастика «Капельки-дождинки».
Подвижные игры: «Здравствуй, Солнышко!», «В гостях у Солнышка».
Комплекс утренней гимнастики «Радуемся солнышку», «Смотрит солнышко в окошко». Музыкальная зарядка: (С. А. Лёвина, С. И. Тукачёв)
Игра-забава «Солнечные зайчики». Малоподвижная игра «Построй солнышко».
Игра «Угадай, какое настроение у Солнышка?» Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко».
Взаимодействие с родителями:
1. Памятка родителям «Что рассказать детям о солнце»
2. Выставка родителей и детей «Такое разное солнышко»
3. Консультация «Как солнце влияет на детей»
4. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца с родителями дома (фотографии).
План работы.
Дата Содержание работы Участники Ответственные
01.03.17г. Беседа с детьми «Что такое солнце?» Выявления знаний детей о солнце. Дети, воспитатель. Воспитатель.
02.03.17г. Чтение с детьми потешек. Игровая деятельность с использованием игрового персонажа «солнца»; рассматривание иллюстраций Дети, воспитатель. Воспитатель.
03.03.17г. Подготовка и посадка лука и чеснока в разных условиях. Дети, воспитатель. Воспитатель.
06.03.17г. Экспериментирование «Солнце - вода». Фиксирование результатов педагогом со слов детей. Дети, воспитатель. Воспитатель.
07.03.17г. Заучивание потешки «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…». Дети, воспитатель. Воспитатель.
08.03.17г. Подвижная игра «Тучка и солнышко» Дети, воспитатель. Воспитатель.
09.03.17г. Малоподвижная игра на расслабление «Холодно - тепло». Дети, воспитатель. Воспитатель.
10.03.17г. Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Солнечный зайчик» Дети, воспитатель. Воспитатель.
13.03.17г. Интерактивная сказка «У солнышка в гостях» Дети, воспитатель. Воспитатель.
14.03.17г. НОД по пластилинографии «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Дети, воспитатель. Воспитатель.
15.03.17г. Игра с солнечным зайчиком «Где солнечный зайчик?» Дети, воспитатель. Воспитатель.
16.03.15г. НОД по рисованию на тему: «Смотрит солнышко в окошко» (рисование ладошками) Дети, воспитатель. Воспитатель.
17.03.17г. Игра «Угадай, какое настроение у Солнышка?» Дети, воспитатель. Воспитатель.
28.03.17г. Итоговое мероприятие
НОД на тему: «Солнышко в гостях у ребят»
Дети, воспитатель. Воспитатель.
30.03.17г. Презентация проекта «Солнышко лучистое» Воспитатель. Воспитатель.
Итоги:
Заключительный этап проекта.
Подведение итогов:
Итоговое мероприятие: НОД на тему: «Солнышко в гостях у ребят».
Фотовыставка.
Творческая выставка: рисунки, поделки из пластилина, поделки из разнообразного материала (макаронные изделия, крупа, нитки, природный материал и т. д.) сделанные дома вместе с родителями. Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Солнечное настроение».
Панно «Солнце» - коллективная работа детей.
В перспективе:
1. Экспериментальная деятельность «Лед – вода».
2. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем (наблюдение за деревьями, травой, цветами)
3. Правила безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны солнечные очки, панамка и др.)
4. Закаливание солнцем.
Вывод:
Хотелось детям дать элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. А также вовлечь каждого участника в активный, познавательный и творческий процесс.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца, делали выводы о его влиянии на природу. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения.
Использованная литература:
1. Смирнова О. Д. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2011.
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 г.
4. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера 2005 г.
5. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославцев Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. –М. : ТЦ Сфера, 2012
6. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» (2-6 лет).
7. С. Н. Писаренко «Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет»
8. Т. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада».
9. О. В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд», вторая младшая группа.
10. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей».
11. Материалы интернет – ресурса.
Результаты проекта.
Проект «Солнышко лучистое» краткосрочный и длился 3 недели. Так как проект информационно-исследовательский, дети узнали много о природном объекте – солнце и его влиянии на окружающий мир, наблюдали за изменениями в природе, связанные с солнцем. Дети узнали, что благодаря солнцу живут растения, люди, животные, без солнца не было бы жизни на Земле.
В ходе экспериментальной деятельности дети научились делать вывод, что солнце и вода, необходимые условия для роста растений. Обогатился активный и пассивный словарь детейза счёт слов «яркое», «светлое», «ласковое», «светит, улыбается, греет» и т. д. Появился интерес к экспериментальной деятельности, дети стали более наблюдательными и любознательными.
Во время подвижных игр «Тучка и солнышко», «Солнечные зайчики»
дети научились осознанно и осмысленно выполнять действия с текстом.
В ходе организованной деятельности по лепке, рисованию научились передавать образ солнышка нетрадиционными техниками выполнения.
Выучили стихи к развлечению.
Таким образом, задачи и цели проекта были выполнены : даны элементарные представления о солнце; сформирована познавательная активность детей при проведении экспериментов, наблюдений, обогащён словарный запас.
В результате осуществленного проекта наши дети учились :
- активно действовать с интересующими детей окружающими предметами;
- проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеть активной речью, включенной в общение;
- проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, к рассматриванию картинок,
-стремились двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства;
- стремились к общению с взрослыми и активно подражали им в движениях и действиях;
- учились совершенствовать мелкую и крупную моторику в различных дидактических и подвижных играх, что соответствует целевым ориентирам в младшем возрасте.