Шалькова Наталья
Проект по пожарной безопасности в группе раннего возраста
Автор Шалькова Н. В. г. Ирбит МАДОУ № 21
Участники проекта : Воспитатель, дети первой младшей группы.
Срок реализации: 11.05.21-20.05.21гг
Тип проекта : краткосрочный, творческий, игровой, познавательно- речевой.
Актуальность проекта :
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости.
Публикация «Проект по пожарной безопасности в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности.
В нашем детском саду уделяется большое внимание по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. Родители разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Так как малыши очень любознательный народ и любят всё то, что нельзя – это и приводит к беде. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.
Цель проекта. Углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; Задачи проекта :
Обучающие - формировать умение реально оценивать возможную опасность;
Развивающие - развивать познавательно-речевую активность в процессе познания;
Воспитательная - воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
Ожидаемый результат:
-систематизирование знания детей о причинах возникновения пожара.
-закрепление навыков правильных действий в случае пожара.
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов- пожарная машина, пожарный, огонь, безопасность;
Ход ПРОЕКТА.
Занятие №1
Конспект занятия образовательной деятельности по пожарной безопасности «Кошкин дом»
Цель: Формировать знания у детей о профессии пожарного, их действиях при пожаре, о роли пожарных в тушении пожара.
Задачи:
1. Познакомить детей со средствами тушения пожара.
2. Познакомить детей с правилами безопасного поведения во время пожара.
Оборудование: Иллюстрации (пожарный, пожарная машина, пожарный щит, телефон пожарной службы, картина по сказке «Кошкин дом».) картинки (огнетушитель, лопата, ведро, пожарная машина). Волшебный мешочек. Игрушка кошка. Кубики
Предварительная работа: Чтение детям сказки «Кошкин дом», беседа о профессии пожарного, рассматривание иллюстраций «Откуда пришел пожар», отгадывание загадок на тему «Пожар».
Ход занятия: -Здравствуйте ребята! (Здравствуйте.)
-Ребята, посмотрите, какой красивый мешочек, а мешочек не простой, а волшебный. Сейчас я вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, то в мешочке появятся отгадки. Готовы? (Готовы)
-Ну тогда слушайте внимательно!
В меня воду наливают,
Быстро на огонь плескают (ведро).
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится от огня спасет
Детей и взрослых разом (Пожарная машина).
Я пожарным помогаю,
На огонь песок бросаю (Лопата).
Знать обязан каждый житель,
Где лежит (огнетушитель).
(По мере отгадывания загадок воспитатель достает из мешочка предметы).
-Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А теперь скажите мне пожалуйста кому помогают эти предметы в работе? (Пожарному.)
(показывает иллюстрацию на которой изображен пожарный). -Эта профессия очень сложная. Пожарные спасают людей, дома, лес от пожара. А как вы думаете, от чего может возникнуть пожар? (кто-то оставил утюг включенным, от спичек ит. д.)
Стихотворение
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери
Не играй дружок с огнем
Чтобы не жалеть потом.
-Спички ребята, это опасный предмет, ими нельзя играть, но иногда спички помогают взрослым, например, растопить печь, поджечь газовую плиту, чтобы сварить еду. Спичками можно пользоваться только взрослым. Что-то мы с вами засиделись давайте-ка немного разомнемся…
Физкультминутка
Тили – бом, тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
А лошадка с фонарем,
А собачка с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
- Ну вот мы с вами отдохнули! Ой ребята, а кто это скребется к нам в дверь?
(Появляется кошка).
-Здравствуй кисонька! Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
Кошка: У меня, ребята, случилась беда! У меня домик сгорел. А на улице так холодно, мне жить негде. (плачет).
-Ребята, а как вы думаете, почему у кошки сгорел домик? (Наверно потому, что она играла со спичками.)
-А правильно ли кошка сделала, что выскочила из домика, когда он загорелся? (Да.) -Молодец кошка, сразу покинула дом иначе могла погибнуть в горящем доме. -Ребята, а как мы можем помочь нашей кошке? (Мы можем построить для нее новый дом) -Ребята, прежде, чем построить давайте вспомним из чего он состоит. Что есть у дома? (У дома есть стены, крыша, окна, дверь, труба.)
-Правильно! Сейчас мы с вами поможем кошке построим дом из кубиков.
-Ну вот кисонька, посмотри, какой дом получился у наших деток! И теперь тебе есть где жить! И пообещай ребятам, что больше не будешь баловаться со спичками.
Кошка: Спасибо ребята огромное! Я вам обещаю, что больше никогда не буду играть со спичками!
-Какие вы ребята молодцы! И кошечке помогли и много нового узнали.
Занятие №2
Конспект занятия по пожарной безопасности «Пожарная машина»
Цель: Словарь: названия предметов в речи использовать правильно;
Ход занятия:
- Ребята, у нас в группе появилась новая игрушка. Посмотрите какая это игрушка? (Машина).
- А вы догадались, как называется эта машина? (Пожарная).
- Как вы догадались, по каким признакам вы определили, что это пожарная машина? (Машина красная, у нее номер 01, у нее наверху лестница и т. д.).
- Правильно. Красный цвет – это цвет огня и тревоги, поэтому пожарная машина всегда красная, чтобы ее было видно издалека.
- Как вы думаете, пожарная машина едет медленно или быстро? (Быстро).
- А как вы думаете, почему пожарная машина едет быстро? (Потому что нужно быстрее приехать на место пожара и потушить огонь, спасти людей).
- Пожарную машину, когда она едет, не только видно, но и слышно. Слышно сирену.
- Как сирена звучит? (У-у-у, у-у-у-у-у-у-у).
- Скажите мне, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины? ( инструменты: шланг, топор, огнетушитель, лопата и др.).
- Шланг нужен для воды, а как шипит вода, выливаясь из шлангов? (Ш-ш-ш, ш-ш-ш).
- Подумайте ребята и ответьте мне на вопрос: Почему возникают пожары? (разные ответы детей).
- От неосторожного обращения с огнем возникает много пожаров. Огонь очень опасен. Сначала огонь горит медленно, но потом пламя становится сильнее, выше, бушует, разгорается.
- Вот представьте, что вы маленькие огоньки. Вы горите сначала потихоньку, потом начинаете больше разгораться, все больше и больше, все выше и выше. (Дети имитируют огонь).
- Нужно хорошо знать правила, что бы, не было беды. Давайте повторим правила для маленьких детей.
В розетку пальцы нельзя (включать)
Спички нельзя ….(брать)
Утюг нельзя (включать)
Газ нельзя (зажигать)
- Запомните ребята, эти правила и всегда их соблюдайте, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.
- Пожарными называют людей, которые тушат пожар. Пожарная машина от слова «пожар».
- Как вы думаете, какие люди работают пожарными? (Сильные, смелые, отважные, ловкие, мужественные и т. д.).
- Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Топаем, хлопаем»
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают, Если неправильно – топают.
Воспитатель:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят, Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Тематический план работы с детьми.
Рассматривание:
«Путаница», «Кошкин дом» - 12.05
-обогащать знания детей по теме.
Картинок с изображением транспорта Знакомство с пожарной машиной. – 12.05
- учить различать спец. машины, различный транспорт.
Рассматривание по теме иллюстраций в книжках.
Чтение в свободное время: Потешки «Пожарные, «Тили-бом», отрывок «Путаница», стишки об опасных предметах.
Обыгрывание игровых ситуаций:
«Пожарная машина едет, спешит», Проблемная ситуация: «Если в доме что-то загорелось» «Звоним пожарным»,
просмотр мультиков по теме «Кошкин дом»
Учебная эвакуация из здания ДОУ.
Беседы краткие с 11 по 20 мая: «Пожароопасные предметы. Спички»
Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка» Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно.
Беседа на тему: «Осторожно электроприборы»
«Кто они пожарные!»
Цель: Дать понятие о пожарных, ознакомление с одеждой пожарного.
Беседа: «Отчего происходят пожары?»
Цель: Дать детям первоначальные знания о том, что нужно слушаться взрослых и нельзя брать опасные предметы – спички, и как действовать во время пожара.
Беседа: «Чем дым опасен для человека».
Цель: Дать детям представление о причинах возникновения пожара, о том, как дым затрудняет работу пожарных.
Дидактические игры «Опасные предметы - источники пожара» «Выбери нужное» «Можно – нельзя» Игровое упражнение: «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель).
Дидактическая игра: «Найди нужный предмет».
Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Дидактическая игра «Чем тушат пожар».
Цель: Закреплять знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.
Дидактическая игра: «Сложи пожарную машину».
Цель: Развивать мелкую моторик рук, формировать умение соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развивать память, мышление, внимание.
Конструирование: «Гараж для пожарных машин».
Цель: Упражнять в строительстве гаража любыми усвоенными способами. Развивать конструктивное творчество, предлагая самостоятельно придумывать и строить дополнительные сооружения. Развивать речевое и игровое общение.
Работа с родителями: пополнила информацию для родителей в уголке
Ширмы: «Действия при пожаре в доме»,
Памятки: «Безопасность в Ваших руках», «Огонь наш друг, но не всегда – бывает от него беда» Консультация для родителей на тему: «Безопасность ребёнка дома» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре».
Конечный результат.
В конце реализации проекта было выявлено, что дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителями.
Используемая литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под. ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., М. 2005
2. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности», М. 2010
3. Максимчук Л. В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности». М. 2008
Тематическое планирование в ДОУ. Развернутое перспективное планирование. Первая мл. гр. по программе под. ред. Васильевой М. А., Гербовой ВВ., Комаровой Т. С