Алена Мудрецова (Майданова)
Проект по поликультурному воспитанию «Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Проект по поликультурному воспитанию „Знакомство детей второй младшей группы с мордовским фольклором“» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
И одной из актуальных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Выдающиеся исследователи и собиратели мордовского фольклора (М. Е. Евсевьев, П. И. Мельников-Печерский, А. Ф. Юртов, а также современные мордовские исследователи (А. И. Маскаев, М. Т. Маркелов, Л. С. Кавтаськин, К. Т. Самородов, А. Г. Борисов, Л. П. Кирюков и другие) обращались к изучению детского фольклора.
Содержание проекта :
1. Вид проекта.
2. Цели и задачи проекта. Интеграция образовательных областей.
3. Участники проекта.
4. Сроки реализации проекта.
5. Предварительная работа.
6. Методы, приемы и формы реализации проекта.
7. Этапы реализации проекта.
8. Материально-техническое обеспечение.
9. Ожидаемые результаты.
10. Литература.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
1. Вид проекта : исследовательский, творческий.
2. Цель проекта :
ознакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчест-
ву.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического твор-
чества, доступного для освоения в детском возрасте;
Развивающие:
- развивать творческие способности;
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержа-
ния устно-народного творчества мордовского народа.
Воспитательные :
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к свое-
му народу.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»
Развивать представление детей о мордовском фольклоре.
ОО «Речевое развитие»
Беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, инсценировка и драматизация произведений, обсуждение пословиц, приговорок, сказок.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкурсы рисунков, поделок.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества в играх, танцах, ритмических движениях.
3. Участники проекта : воспитатель, дети 2 младшей группы.
4. Сроки реализации проекта : краткосрочный.
5. Предварительная работа:
Рассматривание книг по мордовской тематике, народных игрушек, посещение национального мини-музея в детском саду.
6. Методы, приемы и формы реализации проекта.
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.
Практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, имитация движений, драматизация, слушание аудио записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.
Формы работы:
- мордовские народные игры, хороводы;
-песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д.) знакомство с предметами быта, одеждой;
- знакомство с мордовским народным орнаментом;
- художественное творчество (аппликация, рисование);
-знакомство с мордовскими словами;
- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки);
7. Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Мордовский фольклор для детей”
2 этап – основной
1. Познакомить детей с мордовскими народными сказками, потешками, загадкам и т. д.)
2. Познакомить детей с музыкальными инструментами и произведениями народного искусства.
3. Познакомить детей с народными играми, танцами.
4. Для родителей организованы:
- беседы, консультации о важности данной проблемы;
- родители принимают участие в конкурсах, выставках.
3 этап заключительный.
Проанализировать результаты проекта и обобщить значимость для детей и родителей проделанной работы.
8. Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба);
- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);
- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;
- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра).
- технические средства обучения: аудиоаппаратура, наборы СD- дисков.
- национальные костюмы;
- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);
- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);
- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;
- демонстрационный и дидактический и материал;
-методическая литература.
9. Ожидаемые результаты.
Дети должны знать и уметь: узнавать произведения мордовского устно- поэтического фольклора; воспроизводить короткие потешки и прибаутки; с помощью взрослого отвечать на вопросы по тексту произведения.
10. Литература.
1.«Детство» : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и [др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015
3. Бахмустов О. Мордовия : «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г. №1.
4. Воронин И. Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
5. Скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В. И. Жизнь леса. - Саранск, 1998; Лузгин А. С. Жизнь промыслов. - Саранск, 2001