Елена Щербакова
Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию «Белоруссия»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.
2. Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.
3. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.
4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.
5. Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, «перепеча», «драники», «деруны», «дзяд», «гарбузок».
Подготовка детей: дети знакомы с Россией, Украиной.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию „Белоруссия“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Подготовка педагога: ознакомление с жизнью белорусского народа из книги Цыферова «15 сестер». Куклы, одетые в национальные костюмы: русский, белорусский. Иллюстрации о Белоруссии.
Ход занятия:
Воспитатель вносит кукол, одетых в национальный русский и белорусский костюмы.
- Дети, сегодня мы с вами поговорим еще об одной стране. Посмотрите, пожалуйста, какой национальности костюм на этих куклах? (показывает кукол в русском костюме).
- Почему вы думаете, что эти куклы в русском костюме? (рассматривают костюм).
- Сегодня к нам пришли еще две куклы, посмотрите на их костюмы (рассматривают).
- Эта куклы белорусские. Их зовут Олеся и Юрась.
- Как вы думаете, почему они называются белорусскими?
- Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте).
- Давайте посмотрим, чем отличаются и чем похожи костюмы этих кукол.
- Да, у русской куклы одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих кукол – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет, ботинки, а раньше носили – лапти. Кто знает, где живут белорусы? (в Белоруссии).
- Да Белоруссия большая стана. Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. У Белоруссии есть свой флаг и гимн (рассматривают флаг). (Педагог обращает внимание детей на выставку иллюстрации о Минске).
- Минск – большой город. Там очень много зданий интересной архитектуры (показ иллюстраций). В Минске построен большой завод (показ иллюстрации). Он выпускает машины: многотонные грузовики (показ иллюстрации). Еще есть другой завод который выпускает то же машины, эти машины называются – тракторы (показ иллюстрации).
- Еще богата Белоруссия лесом (показ иллюстрации об уборке леса).
- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).
- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли).
- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции. (Показ иллюстрации).
- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).
-Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ.
Физкультминутка
- Сейчас, я предлагаю вам послушать белорусскую песню (Включается запись с народной белорусской песней).
- В Белоруссии есть национальные блюда: тонкие лепешки «перепеча», «драники» или «деруны» - они изготавливаются из муки и картофеля, пироги с начинкой «дзяд», гороховые оладьи, «гарбузок» - суп из тыквы (показ иллюстраций).
- Очень любят белорусы проводить праздники : «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. Например, «Дожинок» - окончание жатвы. Когда весь хлеб убран с полей, белорусы проводили в старину об этот обряд. Пели песни и танцевали. Тем самым радовались окончанию успешной работы (показ иллюстраций).
Итог занятия.
Воспитатель читает стихотворение «Я – белорус» Н. Гилевича от имени куклы
Я – белорус. Не зря горжусь я любовью к отческим местам.
О доброй славе Белоруссии на свете знаю неспроста.
Я – белорус и тем счастливый, что мать мне речь мою дала,
Что милых песен переливы земля родная родила.
Я – белорус рожденьем, корнем, хоть не велик, а все ж скажу:
«Я из породы непокорных, перед бедой не задрожу».