Светлана Григорьевна Самигуллина
Проект в подготовительной к школе группе по ПДД «Красный, желтый, зеленый»
▼ Скачать + Заказать документы
«Очень важно воспитывать у детей
чувство ответственности за свое
поведение на улице и добиваться того,
чтобы соблюдение ПДД стало для них
привычкой», - Н. В. Авдеева,
О. Л. Князевя, Р. Б. Стеркина.
Тип проекта :
Информационный,
практико-ориентированный,
групповой,
долгосрочный
Сроки реализации проекта :
2014-2015 учебный год
Участники проекта :
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе по ПДД „Красный, желтый, зеленый“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
дети подготовительной к школе группы,
воспитатели,
педагог-психолог,
родители.
Актуальность проекта
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их со встречей с улицей, городским движением. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, сформируем у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше каких-либо происшествий с ним на дороге.
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.
Чаще всего участниками дорожно – транспортных происшествий становятся дети – пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Перед обществом встаё т вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Идея проекта :
1. Формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющей действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
2. Воспитание у дошкольников безопасного поведения
3. Развитие непосредственного восприятия окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Проблема:
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Цель проекта :
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта :
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепить знания о работе светофора.
4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
В работе с детьми использованы следующие методы и технологии:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения;
-метод наблюдения и беседы.
-непосредственно-организованная деятельность;
-игры
-беседы
-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)
- встречи с работниками ГИБДД
-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков
-праздники, досуги, развлечения
-конкурсы, выставки.
Противоречия
• между необходимостью соблюдения норм и правил поведения в дорожно-транспортной обстановке и недостаточностью жизненного опыта;
•между современными требованиями общества и актуальной действительностью по развитию важных компетенций.
Гипотеза работы: С помощью игровых технологий дети старшего дошкольного возраста лучше усваивают правила дорожного движения.
Ресурсное обеспечение:
Для обеспечения организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:
- кадровые – воспитатель, педагог-психолог, воспитанники ДОО, родители воспитанников;
- информационные – литература, Интернет;
- материально-технические – компьютер, проектор, теле-, аудио- и видео аппаратура.
Участники проекта :
дети подготовительной к школе группы;
воспитатели;
педагог-психолог;
родители.
Сроки реализации проекта : 2014-2015 учебный год
Критерии оценки результативности работы над проектом :
1. Воспитанниками освоены права и обязанности пешеходов, пассажиров.
2. У детей сформированы навыки безопасного поведения на дорогах
3. Сформирована ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей - участников дорожного движения.
Перспективы развития проекта : работа по реализации проекта будет обобщена на НПК педагогов в 2015-2016 учебном году, материалы, полученные в ходе реализации проекта будут интересны и полезны воспитателям.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1 этап – подготовительный :
- определение темы, цели, задачи проекта, сроков и плана реализации;
- составление плана работы, внесение необходимых изменений в календарно-тематический план и план воспитательно-образовательной работы;
- изучение литературы и опыта других воспитателей по теме проекта.
а) создание макета улицы города;
б) знание правил дорожного движения;
2 этап – основной:
На втором этапе запланировала:
1) непосредственно-образовательную деятельность: «Для чего нужны дорожные знаки», «Знакомство с городским транспортом», «В стране дорожных знаков», «Берегись автомобиля», «Дорожные знаки – наши друзья», «Зеленый огонек», «Красный, желтый, зеленый».
б) «Художественное творчество» :
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города».
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой».
- аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак».
2) Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;
4) Чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор»; С. Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»;
В. Клименко «Происшествия с игрушками»; С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И. Мигунова «Друг светофор»;
В. Иришин «Прогулка по городу»; А. Дмоховский «Чудесный островок»,
Н. Кончаловская «Самокат», В. Кожевников «Светофор», Д. Хурманек «Перекресток» и другие.
5) Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6) Рассматривание иллюстраций, картинок;
7) Встречи с инспектором ГИБДД;
8) Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
9) Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
10) Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке».
11) Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
12) Провести с детьми викторину «Мы знаем правила дорожного движения».
13) Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать,
если находишься на улице один?»
14) Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда».
15) Развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения».
16) С родителями провести:
- консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
- оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
- родительское собрание на тему «Правила дорожные, знать каждому положено»,
- организовать выставку «Все о дороге»
- акция «Внимание – дети!»
5 этап - итоговый:
1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте».
2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.
Продукты проекта : план работы кружка Юные инспектора движения, разработки НОД правилам дорожного движения, рисунки и поделки детей, изготовление макета города, памятки и консультации для родителей, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Принципы планирования педагогической работы по ознакомлению дошкольников с ПДД :
1. Принцип системности:
работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы.
2. Принцип учета условий городской и сельской местности:
у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания.
3. Принцип полноты:
содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи: родители выступают активными участниками педагогического процесса.
5. Принцип координации деятельности педагогов:
избежание повторов и последовательное развертывание определенных тем.
6. Принцип возрастной адресованности:
содержание работы с детьми выстраивается последовательно: одни разделы для детей младшего дошкольного возраста, другие – среднего, третьи – старшего.
Активное освоение детьми правил дорожного движения обеспечит их безопасность и сделает их равноправными участниками дорожного движения.
План работы кружка Юные инспектора движения
на 2015 - 2016 учебный год
Сентябрь
Тема: Вводное (2 занятия)
Форма: Беседа
Цели: Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках.
Тема: «Наша улица».(2 занятия)
Форма: Прогулка по улице. Рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД
Цели: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
Закрепить представления о назначении светофора. Учить различать дорожные знаки (предупреждение, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные).
Тема: Правила поведения на проезжей части; что такое тротуар(2 занятия)
Форма: Экскурсия. Наблюдение за движением транспорта и работой водителя
Цели: Расширить знания детей об улице: дорога делиться на две части - на проезжую и тротуар. Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту.
Тема: «Безопасность на дороге» «Дорога для машин» (2 занятия)
Форма: Чтение «По сигналу светофора» (Как веселые человечки учили дорожную азбуку). Рисование «Трехглазый дружок»
Цели: Уточнение знаний о светофоре. Продолжать знакомить с работой регулировщика.
Тема: «Дорожные знаки помни всегда!» (2 занятия)
Форма: Досуг - развлечение: «Путешествие в страну дорожных знаков
Цели: Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни.
Октябрь
Тема: «Бегут машины в ряд» Транспорт(2 занятия)
Форма: С/р игра «Автомобили и пешеходы»
Цели: Познакомить с правилами поведения водителей. Учить различать дорожные знаки для
водителей (велосипедистов и пешеходов) Закрепить знания детей о видах транспорта.
Тема: «Торопыжка не спеши» Правила поведения на улице (2 занятия)
Форма: Прогулка Правила для пешеходов». Чтение стих. С. Михалкова «Шагай осторожно»
Цели: Расширить и пополнить знания детей о правилах поведения пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.
Тема: «Шагая осторожно.» (2 занятия)
Форма: Игра - инсценировка «Светофор»
Цели: Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улицах, в домашних условия. Воспитывать внимание, умение оказывать помощь другому.
Ноябрь
«Осторожно улица!» Если на улице нет светофора
Тема: Выставка совместных с родителями рисунков на тему «ПДД»
(2 занятия)
Форма: Развлечение «Красный, желтый, зеленый»
Цели: Способствовать развитию осторожности. Учить детей переходить улицу, где нет светофора.
Тема: «Хочу все знать» (2 занятия)
Цели: Закрепление знаний детей о ПДД.
Форма: Отгадывание загадок по теме: ПДД. Д/и «Подбери дорожный знак»
Цели: Закрепить полученные знания о правилах поведения на улице города и поселка. Уточнить знания о работе ГИБДД, дорожных знаков
Тема: Мы идем через дорогу. Это должны знать дети. (2 занятия)
Форма: Практическая работа.
Цели: Закреплять у детей знания правил дорожного движения.
Тема: Станция технического обслуживания(2 занятия)
Форма: Дидактическая игра
Цели: Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей.
Декабрь
Тема: Машины специального назначения (2 занятия)
Форма: Рассказ педагога
Цели: Давать детям представление о машинах специального назначения.
Тема: Мы идем через дорогу (2 занятия)
Форма: Практическая работа
Цели: Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай).
Тема: Водители, на старт! (2 занятия)
Форма: Игра – соревнование.
Цели: Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук.
Тема: Собери автомобиль (2 занятия)
Форма: Настольная игра
Цели: Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Январь
Тема: Труд водителя (2 занятия)
Форма: Беседа
Цели: Расширять знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Тема: Считалки (2 занятия)
Форма: заучивание
Цели: Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение, использовать считалку в игре.
Тема: Чего не стало (2 занятия)
Форма: Дидактическая игра
Цели: Развивать у детей внимание.
Февраль
Тема: Служебные машины (2 заятия)
Форма: Чтение
Цели: Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения.
Тема: Улица большого города. (2 занятия)
Форма: Беседа
Цели: Расширять у детей знания об улице, её особенностях. Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
Тема: Грузовая машина (2 занятия)
Форма: Аппликация
Цели: Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам.
Тема: Набери правильно номер (2 занятия)
Форма: Дидактическая игра
Цели: Закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, полиция. Развивать умение правильного набора на телефоне.
Март
Тема: Твой приятель – светофор!
Форма: КВН
Цели: Закреплять знания о ПДД. Воспитывать в ребенке правильного пешехода.
Тема: Пословицы
Форма: Разучивание
Цели: Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи.
Тема: Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки. (2 занятия)
Форма: Игротека
Цели: Закреплять знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание.
Тема: Моя улица (2 занятия)
Форма: Конструирование
Цели: Развивать воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала.
Апрель
Тема: История транспорта (2 занятия)
Форма: Беседа
Цели: Расширять знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности.
Тема: Умные зверюшки (2 занятия)
Форма: Чтение
Цели: Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода.
Тема: Кто больше знает? (2 занятия)
Форма: Загадки
Цели: Развивать внимание, сообразительность, мышление.
Путешествие в страну Дорожных знаков.
Форма: Праздник
Цели: Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызывать желание знать и соблюдать ПДД.
Май
Тема: Найди ошибку (2 занятия)
Форма: Словесная игра
Цели: Обучать детей умению находить в предложении ошибку и исправлять её. Развивать слуховое внимание.
Тема: Мы – пешеходы. Мы – водители. (2 занятия)
Форма: Игры в авто городке.
Цели: Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире.
Тема: Итоговое (2 занятия)
Форма: Беседа
Цели: Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.
Вывод:
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме ознакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Безопасность на улице и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста». – М. : АСТ-ЛТД, 1997.
2. Белявская Г. Д. «Учим правила дорожного движения». – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребёнок на улице».– СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
5. Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД?». – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Иванов А. «Азбука безопасности». – М. : «АСТпресс», 1996.
7. Извекова Н. А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М. : «Сфера», 2011.
8. «Дошкольное воспитание», подшивка журналов 2008-20012.
9. Козловская Е. А., Козловский С. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М., 2006.
10. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008.№3
11. Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку». - М. : «Скрипторий», 2008.
Свирская Л. И. Работа с семьей. - М. -Линка-Пресс, 2007.
12. Скоролупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми дошкольного возраста». - М. : «Скрипторий», 2007.
13. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук» - М. : «Сфера», 2008.
14. «Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга» / Сост. Саулина Т. Ф. – М. : «Просвещение», 1989.
15. Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения дошкольникам». – М. : «Скрипторий», 2008.