Ирина Котенкова
Проект по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Я — нижегородец»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте "Я-Нижегород
ец"
Актуальность проекта
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте „Я — нижегородец“» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
1. Вид проекта : познавательно-исследовательский.
2. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы №1, родители воспитанников, воспитатели группы.
3. Срок реализации проекта : долгосрочный, сентябрь-май 2020-2021уч. г.
4. Проблема: недостаточно сформированное чувство патриотизма.
5. Цель проекта : воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с Малой Родиной.
6. Задачи проекта :
• Расширить знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности;
• обогащение представлений о нижегородских промыслах, об их самобытности;
• формирование представлений о промышленных объектах города и района, вклад в победу в ВОВ.
• Содействие проявлению инициативности и желания активного участия в социокультурной жизни города, детей и их родителей.
7. Этапы реализации проекта :
Этап №1. Подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проекту.
Этап №2. Основной.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, достопримечательностях и объектах социокультурного значения.
Этап №3. Заключительный.
-Оформление результатов проекта, создание мультимедийной презентации.
8. Формы и методы реализации проекта.
Наглядные:
– целевые прогулки, экскурсии, прогулки выходного дня, совместно с родителями;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, карт, репродукций картин, фотографий;
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- выставки рисунков, поделок, изготовление макетов;
- посещение музеев, библиотек, достопримечательностей Нижнего Новгорода.
- совместная работа с «Музеем Московского района»;
- организация уголка краеведения, мини выставок: «Нижегородские промыслы», «Они прославили наш город»;
- Создание «Библиотеки нижегородца» (литература о Нижнем Новгороде и произведения нижегородских авторов);
- Оформление информационной папки для родителей «Это интересно» (сменная информация о городе, его историческом прошлом).
Словесные:
- чтение художественных произведений;
- разучивание стихотворений, считалок, скороговорок;
- беседы, рассказывание;
- сочинение сказок, рассказов;
- прослушивание аудиоматериалов.
Практические:
- оод;
- дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- изобразительная деятельность;
- вечера досуга, викторины;
- изготовление поделок, альбомов;
- проведение народных праздников с элементами фольклора.
9. Работа с родителями:
- консультации на темы: «Воспитание любви к Малой Родине», «Воспитание маленького патриота», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»
- буклет «Куда можно сходить с ребёнком в выходной день», «Дидактические игры по патриотическому воспитанию»
- экскурсии совместно с родителями; прогулки выходного дня;
-Совместное изготовление макетов Нижегородского Кремля, улицы,
-Онлайн родительские собрания на темы: «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Гражданин воспитывается с детства»;
-Онлайн-концерты ко «Дню Матери», «День народного единства»
-Выпуск стенгазеты «Вклад нашей семьи в дело победы в ВОВ».
10. Выводы по результатам работы:
• у детей и родителей стало преобладать эмоционально-положительное отношение к малой родине.
• появилось осознание роли Нижегородского края в истории и культуры стран.
• повысилась любознательность по отношению к родному городу, к его истории, достопримечательностям.
• дети с удовольствием стали включается в проектную деятельность, связанную с познанием Нижегородского края.
• повысилась социальная активность: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
11. Используемая литература:
-Примерная образовательная программа «ДЕТСТВО». (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогберидзе, ООО «Издательство «Детство –пресс» 2014г.
-Познавательное развитие (З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, ред. А. Г. Гогоберидзе, СПб. : ООО «Издательство «Детство –пресс» 2016г.)
-«Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Методическое пособие. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова, ТЦ «СФЕРА», Москва 2007г.
-«Мы живём в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, изд. «СКРИПТОРИЙ», Москва,2019г.
-«Наш Нижний Новгород» Книга для семейного чтения, И. Сидорова, О. Наумова, «Кварц», Н. Новгород, 2014г.
-«Прогулки с бабушкой» Е. Рувинская, «Кварц», Н. Новгород, 2014г.
- «Георгий Всеволодович Нижнего Новгорода основатель» Т. Черепанов, Н. Новгород, 2008г.
Месяц Тема
Сентябрь Нижний Новгород и его районы Беседа «Наш родной Московский район»
Рассматривание альбомов «Московский район», «Районы Нижнего Новгорода»
ООД «Нижегородская ярмарка»
Чтение и обсуждение: Н. Рубцов «Московский район», А. Храмов «Девчонки-сормовички»
Образовательная ситуация «Мои любимые места в Московском районе»
Интерактивная игра «По кусочку весь пазл!» https://learningapps.org/display?v=psz8yzdf320
Прослушивание аудиозаписей: Б. Мокроусов «Сормовская лирическая», Н. Чудакова «Журавли», «Нижегородская сторонка»
Октябрь История возникновения Нижнего Новгорода Беседа «Нижегородский Кремль-град Камень»
Рассматривание и составление описательных рассказов по сюжетным картинкам «Легенды и предания Нижнего Новгорода»
ООД «Тайны Нижегородского Кремля»
Игровая образовательная ситуация «Башни Кремля»
Чтение и обсуждение «Колыбель города», «Основание города».
Просмотр видеофильма «Достопримечательности Нижнего Новгорода»
Прослушивание аудиозаписей:
А. Пономарёва «Нижний Новгород-мой край, моя земля», Р. Штерн «Нижегородский Кремль».
Экскурсия в «Нижегородский Кремль»
Ноябрь Знаменитые люди Нижегородского края Беседа «Что бы я мог сделать для своей Малой Родины».
Рассматривание альбомов «Известные Нижегородцы», «Герои РФ-Нижегородцы»
Чтение и обсуждение: «М. Горький, «Иван Кулибин», «Гражданин Минин и Князь Пожарский».
ООД «Валерий Чкалов – герой, земляк»
Игровая ситуация «Экскурсовод»
Просмотр презентации «На площади Народного Единства»
Интерактивная экскурсия «Дом-музей М. Горького»
Утренник «Пушкинская осень»
Декабрь Промышленность Нижегородской области Беседа «На каком предприятии работают мои близкие»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Заводы и фабрики, их продукций», «Автозавод ГАЗ», «Красное Сормово»
Игровая образовательная ситуация «Мы- Авиастроители»
Просмотр презентации «Что производят в Нижегородской области»
Прослушивание аудиозаписей: «Наш автобус голубой», «Кораблик», «Машины»
Январь Промыслы Нижегородской области Беседа «Какая ты, Семёновская матрёшка?», «Нижегородская земля-край талантов»
Чтение и обсуждение: «Как в Павлово ремесло завелось», «Тайна золотой хохломы», «Городецкие мастера»
НОД «Украсим досочку городецкой росписью»
Просмотр презентации «Какие бывают матрёшки».
Интерактивная дидактическая игра «Откуда элемент?» (Росписи Нижегородского края)
https://learningapps.org/watch?v=pmf3xy6cn21
Онлайн-экскурсия в «Музей Нижегородских промыслов»
Февраль Нижегородская область Беседа «Нижегородская область на карте России»
Рассматривание альбомов «Города Нижегородской области», «Природа Нижегородской области»
ООД «Пейзажи родного края»
Игровая образовательная ситуация «Болдино-заветный уголок»
Просмотр презентации «Заповедные места Нижегородской области»
Онлайн-экскурсии по городам Нижегородской области
Март Московскому району 50 лет Беседа «Я – житель Московского района», «Московский район на карте Нижнего Новгорода».
Рассматривание альбомов «Достопримечательности Московского района», «Любимые места отдыха»
Чтение и обсуждение: «Кто вы - герои Московского района?»,
ООД «Конструктором я быть хочу».
Игровая ситуация «В нашем любимом зоопарке «Лимпопо».
Просмотр презентации «Легко ли делать самолёты?»
Апрель 800-летие Нижнего Новгорода Беседа «Горжусь тем, что я нижегородец»
Прослушивание песен о Нижнем Новгороде.
Образовательная ситуация «Нижний Новгород на карте России»
Просмотр презентации «Нижний Новгород, каким он был, и каким он стал», «Архитектура Нижнего Новгорода»
Интерактивная игра «Все занятия хороши и для тела, и для души»
https://learningapps.org/display?v=p6d6b98d220
Коллективная работа «Город моей мечты»
Май Нижний Новгород – город трудовой славы Беседа «Вклад моей семьи в Победу ВОВ»
Прослушивание аудиозаписей «День Победы», «Если хочешь быть военным», «У Кремлёвской стены».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Письмо с фронта», «Памятник солдату».
ООД "9 мая - День Победы"
НОД «Открытка ветеранам труда»
Игровая ситуация «Пограничники»,
Просмотр видеофильма «Встреча победителей».
Экскурсия к обелиску на пл. Героев и возложение цветов к вечному огню.