Громова Наталья Алексеевна
Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Что такое День Победы — это значит, нет войны!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое День Победы – это значит, нет войны!»
(образовательный проект педагогов, воспитанников и родителей)
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, воспитания, становления личности. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ „Что такое День Победы — это значит, нет войны!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Причин несколько: отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сегодня материальные ценности доминируют над духовными слабые познания в области культуры и истории родного края и страны в целом, недостаточная работа воспитателей/учителей (и, главное, родителей) по данной тематике.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети-дошкольники любознательны, отзывчивы, очень восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагогов ДОУ это время благодатной почвы.
Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию разнообразны :
- создание соответствующей развивающей среды (уголок родного края/центр «Мы родом из России»;
- тематические занятия/беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о знаменитых людях, прославивших Родину;
- спортивные и музыкальные развлечения и праздники.
-организация выставок по ИЗО деятельности (плакаты, рисунки, поделки, коллажи и пр.) совместно с родителями;
- виртуальные прогулки и экскурсии;
- чтение детских книг на патриотические темы, загадки и пословицы;
- соответствующий подбор песен и стихов для разучивания,
- просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей,
- народные подвижные игры и игры-упражнения, соревнования;
- дидактические игры/сюжетно-ролевые игры,
- наблюдения,
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
День Победы – особенный праздник для всей нашей страны. Это уникальная возможность для осуществления задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Ежегодно педагоги нашего ДОУ запускают проект «День Победы», в котором участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги учреждения и родители.
Цель проекта :
Формированиеу старших дошкольников основ для гражданской позиции, развиватьпатриотические чувства, любовь к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей родного города, Кузбасса в победу страны.
Задачи:
1. Формировать представления и знания о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
2. Формировать представление о героизме,патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
3. Знакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.
4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к солдатам- защитникам Отечества, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства, обогащать словарный запас словами, связанными с военной тематикой (словарь признаков, предметов и действий, синонимов и антонимов).
6. Расширять музыкальный кругозор через ознакомление с лучшими образцами песен военных лет.
7. Налаживать взаимодействие с родителями в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Участники проекта : воспитанники ДОУ, родители, педагоги ДОУ.
Тип проекта :краткосрочный, информационно-творческий.
Время проведения проекта : с1 по 8 мая.
Развивающая предметно-пространственная среда:
-Подбор наглядно–дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.
-Подбор художественной литературы (рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных профессиях).
-Подбор песен военных лет.
-Подбор различных материалов для продуктивной деятельности детей.
-Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
- Дидактические игры (познавательно-речевые) с патриотическим содержанием
Ожидаемые результаты:
Воспитанники :
-имеют знания и представления о героическом прошлом нашей Родины;
-имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
-знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
-владеют расширенным словарным запасом по теме проекта;
-имеют представление о памятных местах родного города;
-имеют представление о земляках-героях, о членах своей семьи, участников военных лет/тружеников тыла;
-испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
-определение темы проекта.
-формулировка цели и задач.
-составление плана основного этапа проекта.
Родители:
-решение о принятии участия в проекте,
-анкетирование родителей,
- сбор фотографий для стенгазеты/фотоальбома,
- изготовление/приобретение атрибутов для флешмоба и бессмертного полка
Воспитанники :
-рассматривание иллюстраций, презентаций о ВОВ.
-опрос детей.
Основной этап:
-Проведение совместной деятельности с воспитанниками : НОД, беседы, ИЗО деятельность (рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы
-Выставка художественной литературы о ВОВ.
-Слушание музыкальных произведений.
-Художественно-творческая деятельность.
-Разучивание стихотворений.
-Рассматривание иллюстраций, плакатов, презентаций по теме.
- Встречи с интересными людьми
Проект краткосрочный, поэтому каждый день насыщен различными видами деятельности т. о., чтобы каждый ребенок мог себя проявить в разный сферах – образовательных областях.
В качестве примера – содержание 1 дня проекта.
4 день проекта
НОД «Дети и война»
СРИ «Военный госпиталь»
Практикум «Первая помощь»
Подвижные игры/игры упражнения «Кто быстрее до флажка», «Доставь пакет», «По минному полю», «Кто меткий»
Дидактическая игра «Найди предметы в группе с помощью плана»
Конструирование (аппликация) «Поздравительная открытка»
Слушание песни «Катюша», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Чтение С. Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»
Заключительный этап.
-Трансляция результатов проекта (фотовыставка/ стенгазета/ выставка совместных детско-родительских работ)
-Проведение итогового мероприятия: музыкально-литературная композиция/ спортивно-познавательное развлечение/ смотр строя-песни и пр.
-Посещение митинга посвященного «Дню победы» (с родителями).
-Возложение цветов к памятнику.
В нашем ДОУ музыкальный руководитель совместно с воспитателями разработала несколько сценариев итогового мероприятия проекта : музыкально-литературная композиция, смотр-конкурс строя и песни, музыкально-спортивное развлечение. Каждый из сценариев предполагает проведение 3 этапов мероприятия: в музыкальном/спортивном зале, сюрпризная прогулка/квест - игра, праздничный флешмоб.
Первый и третий этап требуют подготовки, которая осуществляется на всем протяжении проекта : разучивание стихов, песен, агитбригад, музыкально-ритмических композиций.
Сюрпризную прогулку готовят непосредственно воспитатели групп. Чаще всего это игра-путешествие или квест-игра по типу «Найди клад» (группа следует по маршрутному листу, выполняя различные задания на станциях-военных объектах). Когда все задания выполнены, детей ждет «полевая кухня» с настоящей солдатской кашей.
Окончание сюрпризной прогулки- праздничный флешмоб/шествие «бессмертного полка» и запуск шариков.
Каждый год внутри основного проекта ко Дню Победы рождаются мини проекты :
• «Письма с фронта»
• «История моей семьи»
• «Памятные места родного города»
Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Традиции празднования Дня Победы в нашем ДОУ и являются теми яркими впечатлениями.