Елена Кузнецова
Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина…» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «С чего начинается Родина…»
Вид проекта : групповой, игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико - ориентированный
Продолжительность проекта : среднесрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители
Предмет исследования: познавательное развитие
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина…“ в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Автор проекта : Кузнецова Елена Владимировна, воспитатель средней группы МАДОУ д/с № 78, г. Калининград.
Цель проекта :
• Привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
• Воспитывать патриотические чувства.
• Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи
Задачи проекта :
Для детей
Обучающие:
1. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.
3. Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
Развивающие:
1. Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
2. Развитие познавательно-поисковой активности детей.
3. Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
Воспитательные :
1. Формировать самопознание ребёнка как члена семьи.
2. Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям.
3. Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.
4. Приобщение к культуре поведения.
Для педагога:
1. Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.
4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
Для родителей
1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
2. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
4. Наполнение жизни семьи позитивной энергией
Введение
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
Актуальность проекта :
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания он получит, какими впечатлениями обогатят.
Совсем недавно развитие духовных ценностей стояло на втором плане, но с введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, области.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, важно показать ребенку что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми
Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он не задумываясь ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья.»
Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина»
Проблема проекта :
Недостаточно у детей сформированы понятия «малая Родина», страна.
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Отсутствие интереса родителей к жизни дошкольного учреждения
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные
Беседы;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций; открыток.
Практические
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Художественное творчество;
Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование.
Основные принципы реализации проекта :
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- проявления творчества).
1. Этап (информационный) подготовительный включает в себя:
- Провести опрос с детьми, выявить проблему;
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
- Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2. Этап (практический) включает в себя:
- Привлечение родителей к оказанию помощи;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Рисование рисунков;
- Проведение с детьми бесед;
- Проведение с детьми игр.
3. Этап (Заключительный)
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представление об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Проведение викторины «Моя малая Родина».
План реализации проекта
Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями
1 неделя – «Моя семья»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
• НОД «Семья»
• Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
• Дидактическая игра «Как зовут тебя по другому», «Расскажи мне о себе».
• Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Семья».
• Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мамины помощники», «В гостях у бабушки».
• Игра- ситуация «Знакомство с членами семьи».
• Пальчиковые игры по теме «Семья».
• Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек».
• Беседа с родителями об оснащении работы по проекту.
• Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
• Подбор фотографии «Наш семейный отдых».
• Рисование и выставка рисунков на тему «Я и моя семья».
2 неделя – «Я люблю свой детский сад»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме
• НОД «Наш детский сад».
• Беседы «За что я люблю детский сад».
• Наглядно-дидактический материал «Профессии».
• Рассматривание альбома «Моя группа».
• Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников.
• Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде?», «Профессии».
• Настольно-печатные игры «Расскажи про детский сад».
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
• Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Гурина «Воспитатель», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н. Лоткин «Тихий час».
• Консультация для родителей : «Взаимоотношения детей в детском саду»
• Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»
3 неделя – «Город, что сердцу дорог»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
• НОД «Город, в котором я живу»
• Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мой Калининград»
• Рассматривание энциклопедий «Город у моря», «Моя малая Родина».
• Беседа «Где работают родители»
• Рассказывание по картинам «Кем быть», «Профессии», Моя родина Россия».
• Дидактическая игра «Пройди по городу», «Транспорт», «Здания города»
• Настольно-печатные игры: «Найди такую же», «Парные картинки»
• Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница».
• Консультация для родителей «Интересные места в нашем городе. «Куда пойти с ребенком»
• Викторина «Моя малая Родина».
4 неделя – «Флора и фауна»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме.
• НОД «Флора и фауна родного края».
• Беседа о жизни животных и птиц в лесу.
• Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам».
• Дидактические игры «Во саду ли, в огороде», «Мои домашние животные», «Дары природы».
• Сюжетно-дидактическая игра «На рыбалку с котом Леопольдом»
• Театрализованные игры «Колобок», «Репка», «Теремок».
• Рассматривание энциклопедии «Животные и растения Калининградской области».
• Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Пчелы».
• Подкармливание птиц на участке детского сада.
• Коллективная работа «Дикие животные».
5 неделя – «Краса ненаглядная»
• Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России».
• Рассматривание иллюстраций, открыток.
• Рисование «Матрешка».
Заключение
Презентация опыта работы.
Результат работы проекта
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что в результате мероприятий, которые были проведены, был получен положительный результат.
* Создана предметно – пространственная развивающая среда (ППРС).
* Наработан консультативно – практический материал для родителей и педагогов по данной теме.
* Дети стали ярко проявлять выраженный интерес к достопримечательностям города, края, к символам страны.
* Развилось чувство гордости за свою страну, «малую Родину».
- реализовать творческие возможности не только детей, но и их родителей,
- привлекать внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, - стремится к исследованию объектов живой природы,
-делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
*в процессе работы над проектом родители и дети, педагог стали одной командой. Родители стали активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в детском саду