Альфира Калинина Равиновна
Проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта
формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи проекта
- Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой.
- Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации.
- Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями.
- Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
- Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Тип проекта
познавательный, групповой.
Сроки реализации проект
краткосрочный (март – апрель)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране
- выставка магнитов с изображением городов России
-выставка Матрёшек
-посещение краеведческого музея
- выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России», рисование «Народные промыслы», лепка «Хохломская посуда».
Участники
дети старшей или подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продукт детской деятельности
Выставка магнитов «Города России».
Оформление выставки творческих работ детей «Флаг России», «Хохломская посуда», Матрёшки.
Введение
Подъем национального самосознания в последние годы обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Официальные документы и государственные программы, касающиеся патриотического воспитания граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, которая является основой духовно-нравственного единства Отчизны. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время.
Очень важно, чтобы юные граждане Российской Федерации были не только патриотами, по-настоящему любили свою Родину, но и овладевали определённым уровнем правосознания, позволяющим адекватно воспринимать существующие реалии. Именно осознанное восприятие гражданами своих неотъемлемых прав, неразрывно связанных с основными обязанностями перед обществом и государством, поднимает на новый уровень культуру социально-политической жизни страны.
Актуальность
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.
Цель проекта : формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи проекта :
Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой;
Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;
Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями;
Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага;
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Вид проекта :познавательный, групповой.
Продолжительность проекта :краткосрочный (март – апрель)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
выставка магнитов с изображением городов России;
выставка Матрёшек;
посещение краеведческого музея;
выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России», рисование «Народные промыслы», лепка «Хохломская посуда».
Этапы проекта :
1 этап – организационно – подготовительный: (09.03.- 10.04.)
постановка цели;
определение направлений, объектов и методов;
предварительная работа с детьми и родителями;
выбор оборудования и материалов.
2 этап – основной: (11.03. – 15.04.)
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
3 этап - обобщающий (заключительный - 18.03.- 29.-04.)
Продукт проекта : выставка магнитов «Города России»
Выставка Матрёшек
Формы взаимодействия с детьми и родителями :
С детьми:
непосредственная образовательная деятельность;
чтение художественной литературы;
ситуационное общение беседы, рассказы;
просмотр презентаций;
прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
совместная деятельность детей и педагогов;
игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
посещение музея.
С родителями :
консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
совместное создание коллекций магнитов с изображением городов России, книжной выставки;
рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
выставка для родителей творческих работ детей.
Этапы работы над проектом :
1 этап:
создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
подобрать картины, иллюстрации, аудиозаписи, подготовить презентации;
подобрать детскую литературу;
подготовить образцы народной росписи;
подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.
2 этап:
Речевое развитие
Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка);
«Отчего у зайца длинные уши» (сказка народов манси, «Мышка и лось»
Песни про Россию
Книжная выставка «Моя Родина»;
Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».
Познавательное развитие
1. Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Москва – столица России»;
2. Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;
3. НОД «Россия – Родина моя»;
4. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций;
5. Просмотр видеопрезентации «Мы живем в России»;
6. Рассказ воспитателя «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;
7. Дидактические игры «Собери картину», «Узнай наш флаг», «Чей костюм?»;
8. Просмотр видеопрезентации " Матрёшки"
9. Посещение краеведческого музея.
Художественно-эстетическое развитие
Слушание гимна России;
Лепка «Хохломская посуда»; ;
Рисование «народные промыслы»;
Обрывная аппликация «Флаг России»;
Конструирование из конструктора ТИКО и полидрон «Кремль»;
Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
Разучивание песни «У моей России длинные косички»;
Оригами «Матрешка».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;
Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».
3 этап: Выставка магнитов «Города России».
Выставка " Матрёшки"
Заключение
В ходе проекта расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны, узнали о русском быте. Воспитанники с увлечением рассмотрели фотографии разных животных и растений, характерных именно для нашего края.
В ходе реализации проекта закрепили виды, рассмотрели особенности народного декоративно - прикладного творчества. Лепили хохломскую посуду, нарисовали рисунки на тему «Народные промыслы», посетили краеведческий музей. Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа.
Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании выставки магнитов «Города России», совместно с родителями расширили предметно - развивающую среду, создали книжную выставку «Моя Родина». В ходе проекта большое внимание уделялось развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Проект был направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.
Список используемой литературы:
1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
2. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
3. С. А. Козлова «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.
4. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» М. Просвещение. 1984г.
5. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М. Сфера 2003г.
Приложение
Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриоты России»
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи:
- Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна;
- Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России);
- Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
- Расширять представления о богатствах нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
- Систематизировать знания детей о символике государства;
- Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, природе, к окружающему детей миру, к людям.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание фотографий «Моя Россия» – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом отношении к природе родной страны, людям своей страны, о нашем единстве.
Материалы для творчества: конструктор ТИКО, клей, полоски бумаги (белый, синий, красный).
Ход НОД:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать, я бы хотела прочесть вам стихотворение именно о том, о чем мы с вами сегодня будем беседовать. Послушайте внимательно!
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это всё мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Воспитатель : На нашей планете есть много разных стран. Много разных людей. Много разных народов. Но у каждого народа есть своя родина.
- Так что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем?
( Дети все вместе перечисляют: это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое.)
Стук в дверь!
Приказ администрации городского поселения Пойковский: «Всех деток старшей группы зачислить в ряды Патриоты России! Но чтобы туда попасть, необходимо пройти испытания, которые находятся в приложении!»
Воспитатель : 1 испытание! Сыграем с вами в игру «Подбери словечко».
Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край.
Итак, все, что мы называем родным, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).
Воспитатель : Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя (Россия).
Россия – самая большая и необыкновенно красивая страна мира. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого, на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. В России больше всего в мире природных богатств: самые большие реки, самое глубокое озеро – Байкал, огромные леса, поля.
Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на …Глобусе!
А еще на ….карте.
- Что такое карта, глобус? (Ответы детей)
Воспитатель : Предлагаю рассмотреть внимательно карту. Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
Воспитатель : Да, у России много природных богатств. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
Поэтому, у нашего народа есть много пословиц и поговорок о Родине и о ее защите.
- А какие вы знаете пословицы или поговорки? (Ответы детей)
1. Нет Земли краше, чем Родина наша!
2. Береги Землю любимую, как Маму!
3. Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
Физминутка:
«САМОЛЕТ»
Воспитатель : А чем отличаются разные страны друг от друга?
Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, флагом, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой)
Воспитатель : - Всё правильно. А кто назовет символы нашей страны.
Дети: (гимн, флаг, герб)
ИГРА : «Собери целое»
Воспитатель : - гимн Российской Федерации – это особая торжественное музыкальное произведение, которое исполняется в особенных, важных случаях. Каждый гражданин должен знать свой гимн. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Дети: (все встают)
Воспитатель : - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.
Герб – это эмблема государства. Он изображается на самых важных документах граждан России, например на паспорте, всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических.
У нас красивый герб, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двухглавый он потому, что солнце восходит, поднимается на востоке, а садится, заходит на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Обратите внимание какого цвета конь (белого, плащ у всадника (синего, сам щит (красного) – что напоминают вам эти цвета (цвета флага)
Флаг
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба.
Флаг у нас прекрасный
Белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота,
Синий – море, небеса,
Красный – любовь и отвага –
Вот цвета родного флага!
- Действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А синий цвет? Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет? - Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Наша страна особенная во всем – не только огромной территорией, природными богатствами, есть у нашей страны и свои особые символы, которые отличают ее от всех других стран.
Воспитатель : В нашей стране очень много разных городов – очень больших и маленьких, а кто знает какой главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
В Москве есть самая знаменитая достопримечательность, которую знают во всем мире, это древняя крепость, защищавшая нашу страну от врагов – Красный Кремль – это «сердце» России. Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади, где расположен Кремль. Здесь проходят военные парады, концерты.
- Каждой страной кто-то управляет, а такой большой страной, как наша, особенно трудно управлять. Как же называют самого главного человека в нашей стране, который управляет всей страной? (ответы детей). Как зовут президента?
ИГРА : «Собери флаг из ТИКО»
Воспитатель : Ребята, любите свою Родину – старайтесь побольше узнать о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране!
Воспитатель :
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все же она одна.
И для меня большая честь сегодня вручить вам Медали Патриотов России!