Ирина Киселёва
Проект по патриотическому воспитанию «Редкие животные Вилегодского района» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Проект : долгосрочный, групповой, обучающий
Сроки реализации: ноябрь - январь
Участники проекта : воспитатели : Киселёва И. С., Александрова М. С. дети и родители старшей группы «Василёк», физинструктор, музыкальный руководитель.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Редкие животные Вилегодского района“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому свою работу мы решили начать со знакомства с животным миром нашего района. Именно воспитание любви к природе играет важную роль в привитии любви к Родине.
С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных.
В результате воздействия человека (вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы) численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли.
Сейчас важно сохранить любой вид животных, которых природа создавала в течение долгих миллионов лет.
Известный английский ученый Дж. Даррелл говорил: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.
Проблема: кто они эти редкие животные?
Цель: знакомство с редкими животными нашего района, их средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи:
1. Обогатить и закрепить знания и представления детей о редких животных, живущих в наших лесах (куница, белка-летяга, росомаха, горностай, рысь, бурундук, енотовидная собака).
2. Расширить и систематизировать словарь признаков и действий за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
4. Уточнить и обогатить представления родителей о животных нашего района.
5. Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение детей и родителей к животным и природе родного края.
Ожидаемый результат: знать и называть редких животных нашего района, их среду обитания, различать их по внешнему виду, повадкам, составлять описательный рассказ о животном, связно и последовательно передавать содержание литературного текста.
Продукт проекта : альбом «Редкие животные Вилегодского района», методическая копилка (подборка стихов, загадок, сказок, консультация для родителей «Знаете ли вы, что…».
Реализация проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап - заключительный
1 этап – подготовительный
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана.
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
2 этап – основной
Реализация проекта
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми:
«Мое село»
«Куница»
«Составление описательного рассказа о животных леса»
«Строим зоопарк»
«Изготовление животных для «Зоопарка»
Показ слайдов «Росомаха – хищный зверь»
Показ слайдов «Животные леса»
«Зверюшки навострите ушки» (физическое развитие)
«Зов джунглей» (музыкальное развитие)
Игровая деятельность:
д/и «Собери и назови животное», «Парочки», «Чьи следы на снегу»,
сл/и «Чей, чьи, чья», «Закончи предложение», «Назови семью», «Назови признаки животного», «Кто, где живёт»
н/и «Обведи и вырежи»
п/и «Найди пару», «Зайцы и волк»
с/р «Зоопарк»
Совместная деятельность с детьми:
беседа об осенних изменениях в природе
беседа о подготовке диких животных к зиме
рассматривание картин из цикла «Звери осенью», «Звери зимой»
рассматривание иллюстраций диких животных в альбоме «Животные Севера»
свободное рисование животных
раскрашивание предложенных трафаретов
экскурсия в библиотеку
экскурсия в музей
отгадывание загадок о диких животных
чтение художественной литературы:
• сказки: «Росомаха и лисица», «Росомаха и медведь», «Медведь, росомаха и волк», Н. Сладков «Кто в моём доме живет», В. Бианки «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь»
• рассказы: Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», «Звери наших лесов»; В. Бианки «Теремок», «Голубой зверёк»; Г. Скребицкий «Весне навстречу»; Е. Соколова «Перед бураном», «Трудный месяц март»; В. Астафьев «Белогрудка»; М. Пришвин «Рассказы»; С. Воронин «Полосатая спинка»; В. Зотов «Лесная мозаика»; О. Бектемирова «Бурундук Кеша».
• басня «Свинья и горностай»
• заучивание стихотворения «Азиатский бурундук»
• заучивание загадок о кунице, росомахе, волке, лисе, медведе.
Совместная деятельность с родителями:
родительское собрание (сообщение о начале работы проекта)
индивидуальные консультации по проекту
беседы родителей с детьми о диких животных
просмотр мультфильмов и телепередач
заучивание с детьми загадок и стихотворений
оформление альбома «Редкие животные Вилегодского района»
папка-передвижка «Знаете ли вы, что…»
3 этап – заключительный
• Презентация проекта КВН «Дикие животные нашего края»
В ходе работы над проектом дети познакомились с редкими животными Вилегодского района (куница, белка-летяга, росомаха, горностай, рысь, бурундук, енотовидная собака). Научились различать их по внешнему виду, по повадкам. Закрепили умение составлять описательный рассказ о животном и пересказывать художественный текст. В ходе проекта у детей и родителей сформировалось доброжелательное отношение к животным и природе родного края.
В дальнейшем планируем познакомить детей с редкими видами птиц нашего района.
Литература:
1. Н. Сладков «Лесные сказки»
2. Г. Снегирёв «Звери наших лесов»
3. Г. Снегирёв «Чудесная лодка»
4. Г. Скребицкий «Здравствуй, солнце красное»
5. В. Бианки «Теремок»
6. С. Воронин «Трусишка»
7. В. Астафьев «Белогрудка»
8. Сказки Севера
9. М. Пришвин «Рассказы»
10. Журнал для детей «Свирелька» №3, 12 – 2010г., №1 – 2011г