евгения
Проект по ознакомлению с окружающим «Ах, эта осень» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе по теме : «Ах, эта осень!»
(Составила Родионова Е. А.
Воспитатель
Проект
Тема: «Ах, эта осень!»
Вид проекта :
Познавательный, игровой, исследовательско - творческий
Длительность проекта :
Долгосрочный (1 месяц)
Участники проекта :
Публикация «Проект по ознакомлению с окружающим „Ах, эта осень“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Дети второй младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта :
Формировать познавательный интерес к окружающей среде :
Познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов, грибами
Совершенствовать познавательные способности детей; способствовать тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию об овощах и фруктах;
Показать многообразие красоты осени в репродукциях картин И. И. Левитана, музыкальных произведениях композиторов П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, стихах, песенках об осени.
Задачи проекта :
Развивать у детей художественно – эстетические чувства, через разные виды деятельности (умение видеть, чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранять её);
Формировать умение у детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознания различные анализаторы;
Воспитывать у детей нравственность, любовь к природе, постижения красоты в разных её проявлениях;
Расширять представления детей о приметах времени года осень (дует ветер, листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, листья опадают (листопад, чаще дождик идет, лужи, птицы улетают, животные готовятся к зиме, посредством различных видов искусства: поэзии, музыки, живописи, просмотра видеозарисовок;
Обогащать и развивать активный словарь детей, способствовать развитию внимания, памяти, речи.
Повышать заинтересованность родителей к продуктивной, досуговой деятельности с детьми.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Осень- это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши- мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумать что - нибудь интересное и замысловатое - ведь у нас еле-еле хватает сил на работу и домашние заботы. А для малыша осень приносит столько чудесного и необычного.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о времени года – осень, её признаках и дарах.
Пополнение словарного запаса у детей.
Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Воспитание чувства любви к природе, желание бережно относиться к дарам природы.
Развитие у детей активной самостоятельной творческой личности.
Совершенствование умений понимать настроение музыкалных произведений.
Этапы работы:
1этап – подготовительный:
Подбор дидактических игр
Подбор художественной литературы
Подбор репродукций картин художников, иллюстраций, открыток
Подбор видеороликов, фрагментов музыкальных произведений композиторов, подбор песенок об осени
Методическое обеспечение
Консультации для родителей
2 этап – основной:
Проведение и реализация плановых мероприятий
3 этап – заключительный:
Подведение итогов
Итоговое мероприятие
Формы реализации проекта :
С детьми:
Познавательная деятельность (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим)
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Чтение художественных произведений, стихов, загадок
Рассматривание муляжей овощей и фруктов
Рассматривание и опробование натуральных овощей и фруктов
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. И. Левитана
Слушание музыкальных произведений: Глинка «Прощальный вальс»(выход Осени на празднике, П. И. Чайковского «Времена года» «Октябрь»
Разучивание песенок к празднику: «Листья по ветру летят», «Солнышко», «Дождик»
Дидактические игры
Сюжетно – ролевые игры
Театрализованная деятельность
Просмотр познавательных видеороликов : «Закружила осень золотая» (проект Титаренко, музыка «Осенины»; «Осень»(И. Конвенан. Оформила Чекалина Л. А.); презентация «Пейзажи И. Левитана»(фрагмент П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»)
Проведение праздника «В гости к осени»
Выставки детских работ
С родителями:
Беседы
Стендовые консультации
Проведение осенней ярмарки «Что нам осень подарила?»
Организация выставки поделок детей и родителей «Ах, какая осень»
Выставка рисунков детей и родителей «Осенний вернисаж»
Создание альбома «Мой любимый фрукт»
Осуществление проекта по основным видам деятельности
Комплексно – тематическое планирование:
Образовательная область Задачи Содержание
1. Физическая культура - учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой. 1. Утренняя разминка комплекс «Репка».
4. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.
2. Здоровье - формировать представления о пользе овощей и фруктов.
- учить одеваться по сезону на улицу и в помещении. 1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
2. Схема одевания.
3. Консультация с родителями….
3. Безопасность - знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы. 1. Ситуативные беседы: о грибах (мухомор, овощах, фруктах.
4. Труд - воспитывать интерес к труду взрослого.
- поддерживать желание помогать взрослым. 1. Убираем листья, палочки на площадке.
2. Приготовление фруктового салата
5. Познание - учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- поддерживать желание строить (мастерить, что-то самостоятельно.
- обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.
- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты. Математика
- большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива, много – мало;
- форма (круг, треугольник, цвет (красный, жёлтый, зелёный)
Познаю мир.
- наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;
- собираем и рассматриваем листочки;
- знакомство с овощами, фруктами, грибами; «В гости к бабушке», «Поможем ёжику»
- рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.
Исследовательская, деятельность :
- рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу,опробование
6. Коммуникация - учить определять время года по природным явлениям,
- учить задавать вопросы,
- учить детей внимательно слушать воспитателя,
- уточнить представления об овощах и фруктах,
- учить детей узнавать овощи, фрукты на картинках и называть их.
-познакомить детей с обобщающими понятиями. 1. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.
2. Загадывание загадок про овощи,
3. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь)
4. Рассматривание овощей, фруктов, грибов;
7. Чтение художественной литературы - формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,
- приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге,
- приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов: З. Федоровская «Осень», В. Левин «Мой приятель воробей»
8. Художественное творчество -развитие продуктивной деятельности;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- формировать у детей интерес к лепке;
- создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности. Знакомство с жёлтым цветом (листья пожелтели).
Рисование.
«Осенний листопад», «Листочки на деревьях», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осеннее дерево»(рисование ладошками, коллективная работа, «Ветка рябины»(рисование пальчиками, «Осенняя картина»(рисование ладошками, пальчиками, «Осеннее солнышко»(коллективная работа, рисование ладошками)
Лепка.
«Морковка для зайчика», «Яблоки», «Грибы».
Конструирование (ручной труд).
«Листопад», «Фрукты-овощи» (коллективные работы, «Построй дорожку», «Мы поедем за грибами», «В гости к бабушке», «Разноцветный ковер из листьев»(коллективная аппликация)
9. Музыка - приобщать детей к музыкальному искусству;
- развивать интерес к музыке;
- развивать умение внимательно слушать.
-совершенствовать умение понимать настроение музыкальных произведений - Прослушивание песенок про осень, инсценировка песенки «Листья по ветру летят», разучивание песенки «Про дождик», «Солнышко»
- Праздник «В гости к Осени»
-Слушание П. И. Чайковского «Времена года», Глинка «Прощальный вальс»
10. Социализация - развивать свободное общение со взрослыми людьми;
- развивать игровую деятельность;
- формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстника;
- развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием;
- пробуждать интерес к театрализованной игре;
- способствовать накоплению опыта, доброжелательных отношений со сверстниками. - с/и игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на прогулку»
- д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья».
- п/и «Солнышко и дождик.»
- н/и «Урожай», «Чудо – корзинки», «Огородный переполох», «Съедобное – несъедобное», «С какого дерева листок?», «Во саду ли, в огороде», «Кто где живет?»,
- показ кукольного театра «Репка»
Вывод:
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело сформировало коммуникативные и нравственные качества.
В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.
Литература:
1. Управление ДОУ. 2007 №1.
2. Иванова А. И. Живая экология 2006г.
3. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г.
7. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.
8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.
9. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.
10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 3-4 лет 2004г.