Лучший педагог года

Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья

Тамара Гранкина
Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Так как дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровье сберегающих технологий. [2, с. 5]

Публикация «Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья» размещена в разделах

Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательного - образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. [4,с. 7]

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание подвижным играм. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Таким образом, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Занимают одно из главных мест в физкультурной – оздоровительной работе с детьми.

Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Эти игры являются незаменимым средством развития детей, пополнения ребенком знаний, развития смекалки, ловкости, сноровки, морально – волевых качеств т. е. играют большую роль в всестороннем физическом воспитании, это «лекарство» от гиподинамии. Специфика подвижных игр заключаются в молниеносной, мгновенной ответной реакции дошкольника на сигнал : беги, лови, стой и другие. Двигательная активность - это главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования и интеллектуальных способностей ребенка. Игры и упражнения можно использовать как единый комплекс на утренних и вечерних прогулках, а также включать их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение всего времени их пребывания в дошкольном учреждении.

Существуют игры малой, средней и большой подвижности.

Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбираю игры не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, режима дня, времени года, места проведения, интересов детей. Чем дети младше, тем сюжет и правила проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. В играх дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, лазанье, бросании, ловле, и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы т. е гармонизует физическое состояние человека. [4,с. 13]

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений. Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. [6,с. 23]

Приведу примеры подвижных игр используемых мною в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры с бегом.

1. «Гуси - лебеди», цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать по сигналу.

2. «Ловишка, бери ленту», цель: развивать общую выносливость, бегать по сигналу.

3. «Мы веселые ребята», цель: совершенствовать быстроту реакции, скорость бега.

4. «Горелки», цель: развивать умение действовать быстро, ловко.

5. «Два Мороза», цель: совершенствовать навыки развития речи, скорость бега.

Игры с прыжками.

1. «Ручеек» цель: закрепление умение прыгать энергично отталкиваясь от опоры.

2. «Свободное место» цель: сохранять равновесие после прыжка. 2. «Волк во рву» цель: учить детей прыгать в длину. 2.«Лягушки и цапля», цель: продолжать учить правильно отталкиваться.

3. «Парашютисты» цель: закреплять умение спрыгивать с гимнастической скамейки.

Игры с метанием и ловлей.

1. «Серсо», цель: закреплять умение метать в цель.

2. «Салки с мячом» цель: совершенствовать метание в движущуюся цель.

3. «Мяч водящему», цель: развивать быстроту реакции.

4. «Стой, олень!» цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

5. «Мельница» цель: продолжать учить перебрасывать мяч друг другу.

Игры с ползанием и лазанием.

1. «Пожарные на учении» цель: закреплять умение лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек.

2. «Перелет птиц», цель: совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке.

3. «Ловля обезьян», цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической стенке.

4. «Через препятствие к флажку» цель: продолжать учить перелезанию с пролета на пролет на гимнастической стенке.

5. «Коршун и наседка» цель: продолжать учить лазать по гимнастической стенке меняя темп.

Игры для оздоровления детей.

1. «Зима - лето» цель: развивать внимание, реагировать на сигнал.

2. «Совушка» цель: развивать умение действовать по сигналу.

3. «Найди, пару» цель: развивать внимание, быстроту реакции.

4. «Затейники» цель: создать у детей веселое, бодрое настроение.

5. «Чипполино» цель: развивать ловкость, смекалку.

Игры с бегом

1. «Встречные перебежки» цель: закрепить умение детей бега наперегонки.

2. «Караси и щука» цель: учить детей бегать с преодолением препятствий.

3. «Чьё звено скорее соберется» цель: продолжать учить бегать врассыпную, развивать быстроту реакции.

4. «Догони свою пару» цель: продолжать учить бегать не наталкиваясь друг на друга.

Игры с прыжками

1. «Охотники и зайцы» цель: развивать ловкость в прыжках.

2. «Удочка» цель: закреплять умение мягко приземляться.

3. «Бездомный заяц» цель: закреплять умение прыгать мягко, легко.

4. «Салки, ноги от земли» цель: совершенствовать прыжки на ограниченную площадь опоры.

Игры с метанием и ловлей

1. «Попади в корзину» цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании.

2. «Мяч через сетку» цель: закреплять умение ловить и бросать мяч двумя руками от груди.

3. «Брось в флажок» цель: закреплять умение метать в горизонтальную цель.

4. «Меткий стрелок» цель: формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Игры с ползанием и лазанием

1. «Дорожка препятствий» цель: продолжать учить детей выполнять правила поведения в совместной игре.

2. «Кто скорее до флажка?» цель: совершенствовать лазанье по гимнастической стенке разноименным способом.

3. «Лиса и куры» цель: закреплять умение перелезать через предметы, не задевая их.

4. «Котята и щенята» цель: совершенствовать лазанье по гимнастической стенке одноименным способом.

Игры для оздоровления детей.

1. «Сбор флажков» цель: развивать быстроту реакции, ловкость.

2. «Эхо» цель: развивать слуховое внимание.

3. «Хейро» цель: знакомство с народными играми.

4. «Третий лишний» цель: ориентировка в пространстве, внимание.

Подвижные игры, организуемые для детей, создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Таким образом, подвижные игры - действенное средство физического развития детей. [7,с. 8]

Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего нужна каждодневная работа в семье и в дошкольном учреждении. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые в основном и определяют состояние здоровья ребенка

Поэтому работу ведем в тесном сотрудничестве с родителями и используем разнообразные формы работы :

- Дни здоровья ;

- совместные досуги и праздники, веселые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

При условии тесного взаимодействия педагогов и родителей может дать хорошие результаты. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к школе и дальнейшей жизни, научить ребенка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира – это наша цель. По мнению С. Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

Используемая литература:

1. Кузнецова Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников : М. :Т. Ц. Сфера 2002.

2. Гаврюшина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: М. : Т. Ц. Сфера 2008.

3. Голицына Н. С. нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М. : Скрипторий 2003, 2006.

4. Зимонина В. Н. Программно-методическое пособие «Расту здоровым». М: Владос, 2002.

5. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть. М. : ТЦ «Сфера», 2009.

6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2009.

7. Яковлева Л. В. ,. Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М. : Владос, 2003.

Публикации по теме:

Инсценировка сказки по формированию мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников «Разноцветных красок пир!»Инсценировка сказки по формированию мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников «Разноцветных красок пир!» Сценарий инсценировки авторской сказки «Разноцветных красок пир!» (в стихах) для старших дошкольников по формированию мотивации к ЗОЖ Задачи:.

Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни ПРОЕКТ «Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни» Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Духовно-нравственное воспитание - сложная и актуальная.

Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио.

Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к.

Отпуск-время для восстановления своего здоровья (фоторепортаж)Отпуск-время для восстановления своего здоровья (фоторепортаж) С 2010 года я отдыхаю в Архипо-Осиповке в санатории с таким же названием. Как это не странно, но про этот поселок уже было несколько публикаций.

Педсовет в форме деловой игры «Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического здоровья детей»Педсовет в форме деловой игры «Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического здоровья детей» Педсовет "Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического здоровья детей» Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Родительское собрание «Роль овощей и фруктов в сохранении и укреплении здоровья» Добрый вечер, дорогие родители! Хочу познакомить вас с долгосрочным проектом, который рассчитан на 3 года. Проект «Витаминный калейдоскоп».

Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации дошкольников перед образовательной деятельностью». (Из опыта работы) Подготовила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 19:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Гранкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД