Наталья Качан
Мастер-класс «Модель создания мини-музея в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип мастер-класса : Комбинированный.
Вид мастер-класса : беседа, практическая работа.
Цель: повышение компетентности педагогов в использовании средств музейной педагогики в ДОУ.
Задачи:
представить педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики;
научить разрабатывать модель создания мини-музея;
вызвать интерес к использованию музейной педагогики ля реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей.
Участники: педагоги ДОУ города.
Структура проведения:
Публикация «Мастер-класс „Модель создания мини-музея в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики (6 мин);
практическая часть – разработка модели мини-музея в условиях ДОУ (10 мин);
дискуссия по результатам совместной деятельности, рефлексия (4 мин).
Проект «С чего начинается Родина?»
Вид проекта: Информационно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
Участники проекта:
дети старшей группы (5-6лет, родители воспитанников, педагоги группы и специалисты.
Работая с детьми с ТНР мы постоянно ищем эффективные пути коррекции речи и общего развития детей. Поскольку для детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником развития. В группе созданы и совершенствуются необходимые условия по коррекции и компенсации недостатков развития детей, в том числе и нравственного воспитания, соответствующие особенностям их психического и физического развития.
В своей работе мы используем разработки инновационных проектов, учитывая тематический принцип планирования образовательной деятельности. Поиски новых эффективных технологий привели нас к использованию музейной педагогики.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы три государственные программы патриотического воспитания. Что говорит об актуальности проблемы нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня, и начинать работать над ней, необходимо с дошкольного возраста. Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Госпрограмма состоит из пяти разделов и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи.
Основная цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, создание в группе РППС, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Коррекционно-развивающие:
• формировать различные способы общения, побуждать детей к совместной деятельности;
• расширять словарный запас;
• поддерживать стремление ребёнка вступать в контакт, свободно выражать свои мысли и чувства;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитать любовь и уважение к своей Родине – России, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;
• воспитать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земли, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам;
• формировать представление о земле и о жизни людей на земле;
• воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её.
Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает
все виды деятельности ребёнка, осуществляется в повседневной жизни во всех областях непосредственно образовательной деятельности.
Мини – музей «Как на Руси жить хорошо»
Цели:
• знакомить детей с культурным наследием своего народа;
• расширять словарный запас, формировать различные способы общения;
• воспитывать любовь к своей Родине.
Содержание экспозиции:
• старинные предметы быта:
~ прялка;
~ веретено;
~ лапти;
~ деревянная посуда (миски, ложки);
~ самовар;
• одежда и головные уборы:
~ русские народные рубахи;
~ картузы;
~ сарафаны;
~ цветные платки, веночки;
• альбом «Что было, что стало», иллюстрации по теме;
• музыкальные инструменты:
~ балалайка;
~ трещотки; гармонь; дудочка.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• выбор темы.
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Сбор экспонатов, их группировка, оформление.
Изготовление дидактических игр, макетов, пособий.
Разработка конспектов экскурсий.
Создание тематической структуры мини-музея.
Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детьми Взаимодействие с социумом
~ Помощь в создании мини – музеев в группе (предметы экспозиции);
~ Выпуск семейной газеты «В здоровом теле – здоровый дух»;
~ Сотворчество детей и родителей (стихи о России). ~ ННОД «Я – россиянин»,
«Мой дом – моя семья»,
«Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество, история).
~ Д/и «Что было, что будет», «Что для чего»;
~ Сочинение стихотворений о России.
~ Фоторепортаж с праздника «День народного единства»;
~ Создание библиотеки «Книги о Родине»;
~ Беседы «Правила поведения в общественных местах», «Традиции моей семьи»
~ Рисование «Укрась сарафан» (дымковская роспись);
~ Аппликация «Нарядный платок»;
~ Лепка «Посиделки за чаем»;
~ и/упр. «Собери флаг»,
~ русские народные игры «Солнце – месяц», «Голячок», «Гори-гори ясно», «Ручеёк»;
~ И/упр. «Соберись возле своего платка». ~ Развлечение «Сядем рядком, поговорим ладком»,
~ проведение экскурсий для детей других групп;
~ проведение праздника «День народного единства»
III этап - заключительный.
Подведение итогов работы.
Проведение конкурса «На лучший мини-музей в ДОУ»
Взаимопосещение мини-музеев в разных возрастных группах.
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация проекта.
Применение музейной педагогики, а также совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться.
Будущее образования в создании программ воспитания и обучения, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать, прививая
духовную оседлость, так как
без корней в родной местности,
стороне человек похож на
иссушенное растение
перекати-поле»
Академик Д. С. Лихачёв