Бондаренко Наталья
Проект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Деревья нашего участка»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»
Проект по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе №10 : «Деревья нашего участка».
Г. Михайловск -2019 уч. год
Актуальность проекта : Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.
Публикация «Проект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Деревья нашего участка“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Вот почему так важно дать детям возможность самостоятельно ответить на эти вопросы через проектную деятельность. А при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Вид проекта – долгосрочный, информационно - творческий.
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель проекта :
- Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их разновидностях, особенностях, взаимосвязях с окружающей средой. - Исследовательская деятельность по выявлению «как изменяются деревья в течение года» - Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Задачи: Коррекционно - обучающие: - формировать у детей представление о деревьях и их роли в жизни человека. - формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Коррекционно – развивающие: - развивать умственные операции сравнения и обобщения; - развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новую информацию из книг и других источников знаний: любознательность, наблюдательность фантазию; - приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; - развивать способность к прогнозированию будущих изменений; - развивать желание быть непосредственным участником, волшебных преобразования из дерева. - развивать эстетический вкус, умение видеть красоту рукотворного мира.
Коррекционно – воспитательные : - воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Этапы проекта :
1этап – Подготовительный : Цель: формирование экологической грамотности ребенка. Задачи: способствовать развитию сенсорных, эмоциональных, эстетических навыков, а также вниманию и мышлению; укреплению здоровья детей; Воспитание любви к природе родного края.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.
-Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».
- Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.
- Совместно с детьми и родителями посадить новые растения на участке.
-Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.
-Проведение бесед тематических лекций.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, игра, беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок.
2этап – Практический
Цель: Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.
Методы исследования: вопросы, практические методы исследования, совместно с детьми изготовить поделки (деревья в разное время года, подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.
Содержание работы с детьми: Познавательное и речевое развитие: Беседы о деревьях : «Что мы знаем о деревьях», «Если бы я был деревом» (с оздоровительными упражнениями)», «Кому нужны деревья в лесу?», «Какие бывают деревья?»
Просматривание альбома «Деревья», «Зимующие птицы» - Просмотр презентаций - Проведение тематической недели : «Животный мир». - Экскурсия-беседа «Деревья нашего участка». -Составление описательных рассказов о деревьях. - Наблюдение за разными видами деревьев. Обследование их. - Рассматривание картинок и иллюстраций о разных видах деревьев. Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.
Чтение художественной литературы - Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза» - Чтение Стихотворения «Строение дерева» С. А. Васильева
- Чтение пословиц, поговорок о деревьях.
-Чтение стихотворений о деревьях.
«Жизнь дерева» А. Лопатина,
Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.
«Праздник леса» С. Я. Маршак,
«Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.
Оформление поделок из природного материала «Деревья нашего участка», «Веселые человечки», «Животные Астраханского края».
- Выставки детских работ «Ёлочки», «Дерево», «Животные из Красной книги Астраханской области. - Рисование и лепка деревьев, поделки.
Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры: «Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «От какого дерева лист» ,«Найди по описанию».
Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Кто скорее добежит через препятствия к дереву».
Взаимодействие с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
-Посадка новых растений на участке.
- Подбор материала по темам: «Удивительные деревья», «Превращения деревьев» ,«Пословицы и поговорки о деревьях», «Стихи о деревьях». - Помощь в пополнении опытно-исследовательского центра.
Итоговое мероприятие: Викторина - Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?»
3. Заключительный: Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.