Калашникова Светлана
Проект по окружающему миру «Волшебная соль» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Колосок»
Проект на тему : «Волшебная соль»
Вторая младшая группа
Воспитатель: Калашникова С. А.
Аригунова И. А.
Нижний Саянтуй
2019. г
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Темочки
Цель проекта : создать условия для формирования у детей младшего дошкольного в готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности, делать умозаключения о пользе соли для организма.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ознакомить с ее свойствами и качествами, характером использования человеком;
- Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию;
-Формировать представление о ценности здоровья, побуждать вести здоровый образ жизни.
Подготовительная работа:
Ознакомление с энциклопедическими материалами по данной теме; чтение сказок, пословиц о соли, о ее пользе.
Предполагаемый результат:
Ребенок опытным путем выясняет, как отличить соль о сахара, как сделать соль цветной, какой вред и пользу она приносит людям.
Продукт совместной деятельности:
- Проведение опытов и экспериментов с солью.
- Выращивание кристалла.
- Изготовление цветной соли.
- Создание рисунков цветной солью.
- Консультация для родителей «Соль – друг, соль - враг».
- Пополнение картотеки опытов по теме «Соль».
Участники проекта :
Дети 2 – ой младшей группы, педагоги.
Срок выполнения:
5 дней.
Методы реализации проекта :
- Анализ познавательной литературы.
- Опытно – экспериментальная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Наблюдение.
- Творческая деятельность.
- Игровая деятельность.
Реализация проекта
Этап Ситуация развития проекта Цель Продукт
Вводный
Основной
Заключительный - Беседа «Что мы знаем о соли?»;
- Постановка проблемы, цели и задач;
- Подбор познавательной и методической литературы;
- Изучение проблемы;
- Опытно - экспериментальная деятельность;
- Определение цвета продуктов (сахара и соли);
- Определение сыпучести соли и сахара;
- Определение растворимости в воде;
- Определение на вкус;
- Творческая мастерская «волшебные картинки»;
- Консультация для родителей «соль – друг, соль- враг»; - Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности;
- Создавать необходимые условия
- Стимулировать желание исследовать изучаемую соль;
- Повышать познавательный интерес;
- Развивать творческие способности детей;
- Прививать детям стремление самостоятельно исследовать окружающий мир; - Определение проблемы;
- Планирование проекта.
- Пополнение картотеки опытов эксперимента.
Закристаллизовавшаяся соль;
- Выставка детских работ
Технология реализации проекта
1- ый день
Ребята 2 – ой младшей группы пришли в гости к Василисе Премудрой. Она получила от зайчика письмо. Зайчик пригласил к себе в гости друзей, но не знает, что добавить в чай – соль или сахар. На баночках с солью и сахаром не было этикеток. Ребята провели с Василисой Премудрой ряд экспериментов:
- рассматривали цвет продуктов;
- выясняли, как данные вещества сыплются;
- растворяли в воде;
- пробовали на вкус.
В результате проведенных опытов ребята совместно с Василисой Премудрой приходят к выводу: чтобы отличить соль от сахара необходимо их попробовать, т. е. определить на вкус.
2-ой день.
Ребята попали в царство Соли, где кругом белым- бело. Королева Соль Грустила. Ей надоел белый цвет, она захотела сделать свое королевство цветным. Ребята решили помочь королеве и покрасить соль. Взяли бумагу, насыпали на нее соли и стали катать по ней цветной мелок. Соль окрасилась. Цветную соль разложили по баночкам. Ребята с королевой Солью пришли к выводу : соль можно сделать цветной, катая по ней цветные мелки.
3-ий день.
Ребята совместно с воспитателем, используя нетрадиционную технику рисования солью, рисуют для королевы Соли «волшебные картинки».
4-ый день.
Ребята вместе с воспитателем растворили соль в стакане, для того чтобы через некоторое время посмотреть как закристаллизовалась соль.
5-ый день.
Сказка «Как соль лечила лесных зверей».
Жили- были в лесу звери: Волчок – зубами щелк, Лисичка- рыжая сестричка, Мишка- топтыжка и другие. Как- то раз напала на них хворь. Решили звери пойти к Айболиту.
Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит и ждет своих пациентов. Всех излечит, излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
И десну Айболит и говорит: пришла к Айболиту лиса: «Ой, у меня болит десна!». Посмотрел на десну Айболит и говорит: «Растолките щепотку соли в меде, приложите эту кашицу на десну. У вас все пройдет!»
- Спасибо, Айболит!
Слышен вой на весь лес. Идет к врачу Волчок- зубами щелк.
Волк говорит: «Ох, ох, ох, болит у меня зубок!»
Посмотрел на зубок Айболит и говорит: «Разведите щепотку соли на стакан воды и пополощите рот. Перестанет болеть ваш зубок!»
- Спасибо, доктор!
Пришел медведь да как начал, реветь.
- Погодите, медведь, не ревите, объясните, чего вы хотите!
И сказал медведь: «У меня не дышит нос! Помогите доктор!».
Айболит ответил: «У вас насморк. Растворите соль в воде и закапайте раствор в нос».
- Спасибо, Айболит!
И так целый день проходили к нему лечиться зайчиха, паучок, червячок, жучок и лосиха. Всех лечил Айболит, давая лекарство из соли. Всех зверей он вылечил и пошли они плясать, танцевать и смеяться.
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп- хлоп,
Мы глазами миг- миг,
Мы плечами чик- чик,
(Дети выполняют движения по тексту)
Раз- сюда, два- туда,
(Руки на поясе, глубокие повороты вправо - влево).
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
(Дети выполняют движения по тексту)
- Будьте здоровы, ребята!
Картотека опытов
Опыт №1
- Давайте сначала посмотрим, какого цвета продукты (соль, сахар). (белого)
Опыт №2
- Давайте посмотрим, как эти продукты будут сыпаться. Возьмите щепотку одного вещества и посыпьте на тарелочку, затем проделайте то же с другими (сыплется «горкой» или по всей тарелке).
-Снова не понятно, где соль, где сахар.
Опыт №3
Предлагаю вам растворить данные вещества в воде. Что произошло с ними? (Они растворились.) Снова не понятно, где соль, а где сахар.
Опыт№4
- Возьмите стаканчики с водой и попробуйте ее. Какая она на вкус? (В одном стакане – соленая, во втором – сладкая.)
Цветная соль Творческая мастерская
Закристаллизовавшаяся соль
Консультация
Белое золото земли
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.
Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.
Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети (лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.
На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.