Татьяна Купец
Проект по нравственному воспитанию дошкольников «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья»
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, своё прошлое, своих предков, откуда он родом. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Проект по нравственному воспитанию дошкольников „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях, семейных реликвиях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Вид проекта : по содержанию: информационно – творческий;
по продолжительности: краткосрочный (4 недели).
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
I этап – подготовительный
• Опрос детей
• Беседа с детьми по модели трё х вопросов: «Что мы знаем о семье?» «Что мы хотели бы узнать о семье?» «Как мы можем это узнать?»
• Анкетирование родителей ;
• Формулирование проблемы;
• Определение цели и задач;
• Информирование родителей о проекте : обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания совместной деятельности родителей и детей, обсуждение возможных вариантов представления продукта проектной деятельности.
• Создание необходимых условий для реализации проекта
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Таня”, “дядя Миша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
• Разработка консультаций «Роль отца в воспитании детей» «Пальчиковые игры о семье» «Семейные традиции» «Речевые игры о семье»
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
• Создание альбома «Моя семья»
• Выставка книг о семье
• Выставка детских рисунков «Мои питомцы»
• Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
• Создание мини – музея «Семейные реликвии – мир вещей»
• Фотовыставка «День рождения моей семьи» «Семейный отдых»
• Встречи с интересными людьми «Моя профессия»
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта : опрос детей, анкетирование родителей;
• Презентация проекта «Моя семья»
• Праздник «В кругу семьи»
Сроки проведения: ноябрь 2014 г.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, традициях.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Воспитатели : повышение педагогического мастерства; углубление знаний по проектной деятельности.
Содержание образовательно – воспитательной работы с детьми в процессе реализации проекта
Образовательная
область Виды совместной деятельности детей,
педагогов и родителей
Образовательная область речевое развитие:
Дидактические игры:
«Ласковые слова» «Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Определи возраст»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
«Назови как тебя дома ласково называют?»
Чтение:
Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д. Родари
«Мамина дочка» В. Белов
«Косточка» К. Ушинский
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
Образовательная область познавательное развитие Дидактические игры: «Профессии» «Все работы хороши» «Какие предметы нужны для работы»
Беседы: «Семейные традиции» «Мой дом. Моя улица»
Презентации: «Музеи» «Семейные реликвии»
«Наш город Урай»
Образовательная область социально-коммуникативное развитие:
СРИ: «Семья» («Малыш проснулся», «Мама готовит ужин», «Больница» («Мама с ребенком на приеме у врача», «Магазин», «Строители» «Мамы и дочки» «В гостях у бабушки» «День рождения» «Путешествие к морю»
Беседы: «Моя семья» «Как я помогаю родителям» «Выходной день в моей семье» «Как мы отдыхаем» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «День рождения моей семьи»
Образовательная область физическое развитие:
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Мальчик-пальчик», «Если мама месит тесто» «Вкусное варенье», «Блинчики» и др.
Подвижные игры: «У медведя во бору» «Гуси – гуси»
Образовательная область художественно-эстетическое развитие:
Изо/ деятельность: «Цветок для мамы» (рисование, «Угощение для семьи» (лепка)
«Коврик» (аппликация)
Самостоятельная изобразительная деятельность на темы: «Подарок для родных», «Наряд для мамы»
Слушание песен: «Папа может», «Солнышко лучистое» «Песня мамонтенка»
Театрализация по сказкам
«Дедка и Репка»
«Маша и медведь»
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Используемая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет» «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Результаты проекта :
Дети:
По результатам опроса у детей отмечается положительная динамика – 24%
• дети приобрели новый познавательный опыт;
• познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему семья;
• расширился словарный запас;
• получили знания о семейных традициях и семейной реликвии;
• узнали больше о профессии своих родителей;
Родители:
• повышение педагогической культуры родителей;
• повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада;
• создание родителями совместно с детьми альбов: «Моя семья», «Профессии», «Семейные традиции»;
• пополнение атрибутами сюжетно – ролевых игр;
• создание мини – музея «Семейные реликвии»;
• установление доверительных и партнёрских отношения с педагогами;
Воспитатели :
• повышение уровня знаний о проектной деятельности;
• систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме;
• разработаны рекомендации для родителей;
• установление доверительных и партнёрских отношения с родителями;