Айгюль Мамутдинова
Проект по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Добро через сказку»
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тип проекта : краткосрочный, игровой, коллективный, познавательно – творческий.
Сроки реализации: 10.10.23-27.10.23г.
Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.
Публикация «Проект по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Добро через сказку“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Народная сказка играет большую роль в воспитании гуманных чувств у детей. В высокохудожественной форме в сказке предстают конкретные ситуации, заключающие в себе моральный смысл и демонстрирующие поступки персонажей. Моральное правило, которым руководствуется герой народной сказки, представлено в связи с его переживаниями при выборе поступка и его последствии. Описанное поведение «героев» сказок помогает ребенку идентифицировать себя с положительным образом и противостоять отрицательному.
Народные сказки представляют для детей немалый интерес : "В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве". Исследователь русского фольклора В. П. Аникин писал: "В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение".
Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил. Обычно в таких историях идет речь о противоборстве добра и зла, и в них всегда побеждают положительные персонажи. Чтобы такие сказки было увлекательно читать, в них включены приключения, волшебство и умеющие разговаривать животные. Именно поэтому их читают с упоением не только детки, но и уже взрослые родители.
Народные сказки несут важные для воспитания личности идеи - цели:
1. Окружающий нас мир – живой, в любой момент может заговорить с нами, а значит формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.
3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру
Цель проекта : создание условий для формирования нравственного воспитания дошкольников через сказку.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Формировать познавательный интерес к сказке.
2. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
3. Развивать коммуникативные навыки и умение общаться с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
4. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие.
Работа с родителями:
1. Познакомить с целью проектной работы «Добро через сказку».
2. Консультации «Читаем дома детям сказки», «Роль сказки в жизни ребенка».
3. Совместная выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
4. Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованных постановок.
Методическая работа:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольников через знакомство со сказками.
2. Подбор художественной литературы для детей старшей группы.
3. Разработка пособий, дидактических и консультативных материалов для детей, родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для ребенка:
Развитие интереса к сказкам.
Развитие умение понимать смысл сказки, чему они учат.
Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения.
Развитие творчества и самостоятельности ребенка.
Для родителей:
Активное участие родителей (законных представителей) в проекте.
Содержательно проведенное время с ребенком, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.
2. Подбор методической и художественной литературы по знакомству со сказкой.
3. Посещение детской библиотеки.
4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к сказкам дошкольников и их родителей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
1. Реализация плана проекта с детьми и родителями (законными представителями).
2. Чтение художественной литературы, знакомство со сказкой.
3. Беседа с детьми по прочитанному произведению.
4. Решение проблемных ситуаций о поступках героев сказок.
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
6. Просмотр мультфильмов по сказкам.
7. Отгадывание загадок по сказкам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Подведение итогов проектной деятельности, выставка книг «Любимые сказки»
2. демонстрация презентации проекта.
Ход ПРОЕКТА:
День Тематика Мероприятия
10.10 -14.10 «Сказка В. Сутеева «Под грибом» 1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом» чтение художественной литературы с показом иллюстраций.
2. Беседа по содержанию сказки, о характерных особенностях героях сказки, обсуждение проблемной ситуации «Правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайца?»
3. Игровое упражнение «Имитация движений животных»
4. Пальчивая гимнастика «Под грибом»
5. Дидактические игры «Хорошо-плохо»
6. Разыгрывание сказки В. Сутеева «Под грибом» с использованием пальчикового театра.
7. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом».
16.10 – 19.10
«Сказка «Заяц – хваста» 1. Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».
2. Беседа о содержании прочитанного текста сказки «Заяц – хваста» с показом иллюстраций, обсуждение героев сказки (их поведение, действия).
3. Слушание детской песни «Что такое доброта?»
4. Дидактические игры «Цветок добрых дел», «Палочка выручалочка».
5. Заучивание детьми текста сказки с помощью мнемотаблицы «Заяц – хваста».
6. Инсценировка сказки «Заяц – хваста».
23.10 – 26.10 «Сказка
К. Чуковского
«Доктор Айболит» 1. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
2. Беседа по содержанию сказки «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Беседа с детьми «Как относится к просьбам других людей?»
4. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
5. Решение проблемной ситуации «Как мы можем позаботиться об окружающих людях?»
6. Дидактическая игра «Доброе сердце»
7. Рисование «Мой любимый сказочный герой».
27.10 «Моя любимая сказка» 1. Выставка книг «Любимые сказки»
Список литературы:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании : Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г. ;
2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009;
3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. -
М. : Сфера, 2002 - с. 185
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
7. Юдаева М. В. Хрестоматия для детей старшей группы. Издательство «Самовар», 2013.