Екатерина Гунина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Вместе дружная семья»
Вид проекта : информационно -практико-ориентированный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы и родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (4 мес.).
Срок реализации проекта : январь – апрель.
«Семья – это кристалл общества»
В. Гюго
Актуальность.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Вместе дружная семья“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Первые чувства патриотизма - доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса к ценностям семьи.
Гипотеза. Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Практическая значимость заключается в создании в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель проекта : Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта :
1. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
6. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях,
• Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей,
• Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
• Приобретение родителями знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей,
• Укрепление детско-родительских отношений,
• Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.
Для педагогов:
• Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов,
• Оценка проекта в целях определения его актуальности,
• Создание системы занятий и совместной деятельности : «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (январь).
Цель: Анкетирование родителей, опрос детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта, разработан перспективный план.
2 этап - формирующий (февраль - март)
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам : «Моя семья», «Члены моей семьи», «Мы помощники», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии наших родителей».
3 этап - заключительный (апрель)
Цель: анализ и подведение итогов работы.
Формы работы.
С детьми.
Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций,
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность (сочинение рассказов и сказок о семье, развлечения, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
С родителями.
Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, спортивные соревнования «Мама, папа, я- здоровая семья»,календарно запланированный утренник «8 Марта».
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Перспективный план долгосрочного группового проекта
«Вместе дружная семья» в старшей группе.
Январь: «Моё имя».
-Анкетирование родителей: «Вместе дружная семья».
«Традиции нашей семьи».
-Беседа: «Что означает твое имя».
«Моя родословная».
-Чтение сказок: «Морозко».
«Двенадцать месяцев».
-Дид. игра: «Ласковое слово для друга».
«Угадай кто позвал».
«Моя семья».
«Составь цепочку».
-Конкурс: «Кто знает больше имён».
-Выставка: «Тайна имени моего».
-Раскрашивание своего имени.
-Занятие: «Что означают наши имена».
«Зачем человеку имя?
-Консультации для родителей: «Об именах, фамилиях, отчествах».
«Основные заповеди здоровой семьи».
«Условия правильного воспитания в семье».
Февраль: «Мой папа».
-Беседа: «Папы, вы наши защитники»
-Рассматривание иллюстраций, репродукции, альбомов с военной тематикой.
-Дид. игра: «Назови профессии».
«Кому что нужно».
-Пальчиковая игра: «Строим дом».
-Чтение художественной литературы: Т. Бокова «Папа».
Т. Шарыгина «Дедушка».
-Занятие: «Где служил мой папа».
«Вот он какой, мой папа дорогой».
-Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы».
-С. р. и. : «Строители»
«Водители»
«Регулировщик»
-Изготовление газеты: «Ко дню Защитника Отечества».
-Развлечение для детей: «Ко дню Защитника Отечества».
-Консультация для родителей: «Как вырастить из сына настоящего мужчину. 30 способов».
«Роль отца в семейном воспитании».
Март: «Моя мама».
-Беседа: «Моя мама лучшая на свете».
-Дид. игра: «Как я помогаю маме».
«Собери портрет мамы».
-Чтение стихотворения: Е. Благиной «Посидим в тишине», «Вот какая мама»
-Изготовление газеты: «К празднику 8 Марта».
-Ручной труд: «Поздравительная открытка для мамы».
-С. р. и. : «Дочки-матери».
«Мама в парикмахерской».
-Занятия: «Весенний день 8 Марта».
«Портрет мамы».
«Мамины профессии».
-Праздничный концерт посвящённый 8 Марта.
-Консультация для родителей: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко».
Апрель: «Моя семья».
-Беседа: «Моя семья».
«Как я провёл выходной день».
«О членах моей семьи».
-Рассматривание картин Т. Сорокиной «Семья».
-Пальчиковая гимнастика: «Дружна семейка».
-Чтение: Я. Акима «Моя родня».
В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
-Дид. игра: «Кто есть кто?»
«Исправь предложение».
«Кто из этих людей твои родственники».
«Кто лишний».
«Какое слово не подходит».
-Мини проект «Генеалогическое дерево».
-С. р. и. : «Семья».
«Поликлиника».
«Водители».
-Занятия: «Моя семья»- рисование.
«Познакомьтесь с моей семьёй».
«Кем работают наши родители».
«Семья, радость моя».
-Семейные спортивные соревнования: «Здоровая страна - здоровая семья».
-Консультация для родителей: «Обращение ребенка к родителям».
«Права и обязанности ребёнка в семье».
«Семья и семейные ценности».