Светлана Конюхова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
во второй младшей группе
«Моя семья»
Составитель:
Воспитатель : Конюхова С. В.
Вид проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитанники младшей группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье.
Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Цель проекта : формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; формирование духовно-нравственного отношения к своей семье. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.
Задачи:
Формирование первичных представлений о семье (умение называть и узнавать членов семьи на фото, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о семье). Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным к тем, кто о них заботится. Учить радовать своих родных, оказывать посильную помощь.
Способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи. Формировать интерес к работе, умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины и цвета, самостоятельно находить место деталей в аппликации.
Учить детей выполнять ритмический рисунок. Закрепить умение рисовать округлые формы.
Учить выполнять простые постройки по образцу. Учить различать и называть строительные детали (кубик, крыша и их цвет).
Способствовать развитию интереса детей к поэтическому и музыкальному творчеству. Учить выполнять простейшие ритмические упражнения с помощью разнообразных «звучащих» жестов (топать ногой, хлопать в ладоши). Учить выполнять под музыку простейшие упражнения пальчиковой гимнастики. Учить подпевать отдельные слова песни, фраз, интонирование по подражанию взрослому.
Учить заучивать небольшие четверостишия.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама, папа, ребёнок). Развивать мелкую моторику рук через продуктивные виды деятельности. Развивать у детей любознательность, память, внимание, коммуникативные навыки.
Воспитывать доброжелательные отношения между родителями и сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий. Способствовать созданию благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
Обогащать и активизировать словарь детей. Стимулировать речевое и личностное развитие детей. Формировать диалогическую речь
Ожидаемые результаты.
Данный проект позволит получить детям необходимую информацию о своей семье : знать членов семьи по именам, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о своей семье.
Активизировать желание родителей участвовать в жизни группы.
Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
Активизируется словарь детей.
Первый этап – подготовительный: 11.03.2024г – 15.03.2024г
Подбор художественного литературы: пословиц, стихов, рассказов, загадок, по теме проекта.
Сбор наглядного материала, фотографий, плакатов.
Подбор музыки, песен.
Модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это сделаем?» С целью выявления уровня знаний о семье.
Беседа «Что значит любить родителей?»
«Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.
Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».
Круглый стол «Патриот воспитывается с детства».
Второй этап – основной : 18.03.2024г – 22.03.2024г
Реализация проекта осуществлялась по пяти образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Составление рассказа о семье по семейным фотографиям «С кем я живу».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке и дедушке едем на автобусе».
Рассказ: «Как вести себя дома».
Познавательное развитие
Беседы с детьми о семье.
Беседа «Наша дружная семья», «Праздники в моей семье».
Изготовление фотоальбомов: «Моя семья».
Речевое развитие
Д/ И: «Назови правильно», «Какая моя мама, папа», «Назови ласково», «Покажи и назови», «Что умеют делать мама, папа».
Чтение: А. Барто «Машенька», Д. Габе «Моя семья». «Моя бабушка» С. Капупикян, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов, «Благодарю тебя мама» В. Босов, «Разговор о маме» Н. Саконская, «Я маму люблю».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Печенье для моей семьи», «Бусы для мамы», «Солнышко для мамы».
Конструирование: «Дом», «Гараж для папы».
Физическое развитие
Подвижные игры: ««Самолёты», «Наседка и цыплята», «Воробушки и автомобиль».
Третий этап – итоговый: 25.03.2024г – 29.03.2024 г
Рассказы детей о членах своей семьи.
Выставка семейных фотоальбомов.
Выставка детских работ по теме «Моя семья».
С/р игра «Семья»
Заучивание потешки «Расти коса до пояса»
Интегрированное занятие «Наша дружная семья».
- Дети, посмотрите, что за домик тут стоит? Мы постучим, и узнаем, кто там живёт. Тук-тук, никого?
Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)
- Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Машенька.)
Машенька, с кем ты живешь в этом домике? Мама, папа, я.
Значит, в домике живёт твоя семья.
Машенька: А, что такое семья?
Воспитатель : Мы тебе расскажем. Послушайте мои загадки и договаривайте отгадки и подскажете Маше, про кого она.
(После отгадки помещаю картинки на мольберт).
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой?
Кто же это?
Дети: Мамочка.
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно!
- Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный мешочек.
Давайте наполним его ласковыми словами для мамы.
Я открою мешочек ваши слова будут долетать и наполнять его.
- Мама какая? Добрая, красивая, заботливая, любимая, весёлая.
- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный
мешочек.
А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Что делает мама дома»? я буду бросать мяч каждому в руки, а вы мне будете говорить, что делает дома мама. (Моет посуду. Варит суп, компот. Стирает. Вытирает пыль. Моет полы. Гладит. Шьёт. Дочке косички заплетает.)
Ребята, сколько же много у мамы домашних дел.
Воспитатель : А теперь послушайте следующую загадку:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята -
Это наш любимый. (папа)
(Выставляет картинку с изображением папы).
- Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я буду показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и изображать это движением.
Игра-имитация «Что умеет делать папа».
Пилить - джик-джик;
Дрова рубить - руки в замке, махи руками;
Пылесосить - у-у-у;
Забивать гвозди - тук-тук;
Водить машину - имитация руками поворота руля.
- А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и соберём в него ласковые слова для папы. Папа, какой? (Смелый, заботливый, красивый, весёлый, сильный).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.
Давайте теперь мешочек наш завяжем, он нам ещё пригодится.
Ребята, у кого есть братик. Как его зовут?
У кого есть сестрёнка? Как зовут?
(Выставляю картинку с изображением братика, сестрёнки.).
- Молодцы, ребята, а как все эти люди-мама, папа, я, братик и сестра, называются одним словом? - Семья.
- Посмотрите, у нас получилась большая дружная семья. В семье все друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.
А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
Дети садятся на коврик.
Воспитатель : А давайте покажем пальчиковую гимнастику «Семья» (использование суджока). Мы Машу научим (вместе с детьми проводится пальчиковая игра «Семья»).
Папа, мама и я, наша дружная семья.
Мы друг другу помогаем.
Мы друг друга уважаем.
Практическая работа детей
У меня в волшебном мешочке, что есть (достаю сердечки). А теперь давайте украсим сердечки цветочками из цветной бумаги.
Вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно.
Воспитатель : Машенька, мы тебя научим украшать сердечки.
Рефлексия
- Ребята, о чем мы сегодня говорили и чем мы занимались?
Правильно, мы говорили о семье. Семья - это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья - это мы с вами. Машенька тоже будет знать, что такое семья.
Работа с родителями:
Оформление информационного стенда на тему: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников 3-4 лет».
Приложение
Методическая литература
Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина Сотрудничество. Программа взаимодействия семьи детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Издательство «Мозаика - синтез», 2002.
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду (для занятий с детьми 3-4 лет) : - М. : Просвещение, 2001.