Маргарита Викторовна Гасанова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Светлана Сирена.
Актуальность:
К сожалению, современное поколение недостаточно знает или совсем не знает, что в те страшные годы (1941-1945) война соединила несоединимое: беззащитных детей и их великий подвиг… Дети были не только жертвами – они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестер. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, рискуя жизнью.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Дети войны, юные герои войны
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Дети же нашего времени не испытывают чувства гордости за героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому главной целью проекта стало возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины.
Проект «Дети войны» — это новый способ получения воспитанниками старшей группы знаний о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, предполагающий обязательную совместную работу детей и взрослых (воспитателей, родителей).
Данный проект позволит сформировать у детей 6-7 лет: любовь к своей семье, родной стране, историческим ценностям; чувство толерантности к людям разных национальностей; начала патриотизма и гражданственности; представления о нравственных качествах.
Тип проекта :
Творческий, групповой, долгосрочный
Цель проекта :
Рассказать о трудовом героизме детей-ровесников современных мальчишек и девчонок; показать важную роль детей и подростков для Победы в ВОВ, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи проекта.
1. Формировать чувство гордости за свой народ и страну. Формировать уважительное отношение к старшему поколению.
2. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
3. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
5. Воспитывать чувства чести, достоинства, ответственности.
Участники проекта :
Воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Целевая группа проекта :
Проект адресован старшим дошкольникам.
Продолжительность проекта :
Учебный год
Проблема:
Дети мало знают о трагических событиях 1941-1945 годов, о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предполагаемый результат проекта :
• понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека
• формирование у детей начальных представлений о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, Российской армии – надежной защитнице нашего государства
• воспитание чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений литературы и искусства
• умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Этапы проведения проекта :
1. Подготовительный этап
• составление плана работы
• сбор и анализ литературы по данной теме
• подбор материала по теме: фотографии, книги, открытки, альбомы, репродукции картин, иллюстрации, конспекты занятий, аудиозаписи, презентации.
• соттудничество с родителями
• подбор материалов для продуктивной деятельности детей
• формирование устойчивого интереса к тематике проекта. Заинтересовать родителей проектом, дать представление о том, как можно в нем участвовать
• • Подвести к восприятию художественных произведений о войне
• анкетирование родителей «Что дети знают о войне?»
2. Основной, организационно-практический этап
Мероприятия Задачи
• Экскурсия к памятнику «Вечный огонь»
• Презентации:
• «Дети-войны»
• «Дети-герои»
• «Маленький солдат»
• НОД:
• «Они сражались за Родину»
• «Песни фронтовые»
• «Дети военных лет»
• «Боевые награды»
• «Славный День Победы»
• Рассматривание:
• Фотографий детей войны
• репродукции и иллюстрации художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войне
• «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних)
• «Парад на Красной площади» (К. Юона)
• «Салют над Москвой»
• «Родина- мать зовет»
• «Награды»
• «Дети-герои В. О. В.»
• «Памятник советскому солдату в Берлине»
Речевое развитие:
• Беседы:
• «Что я знаю о войне?»
• «Женщины и дети на защите Отечества»
• «Подвиг на войне»
• «Труженики тыла»
• «Сын полка»
• Чтение художественной литературы:
• А. Гайдар «Война и дети»
• Л. Кассиль «Памятник солдату»
• Р. Рублев «Скольким детям возвратили детство»
• «Пионеры-герои»
• А. Алексеева «Дом»
• К. Симонов «Сын артиллериста»
Заучивание:
• О. Высотская «Война не место для детей»
• У. Бражнина «Шинель»
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе
• Художественно-эстетическое развитие:
• Прослушивание песен военных лет
• слова Лебедева-Кумача «Священная война»
• М. Блантера «Катюша»
• Заучивание песни «Солнечный круг»
• Просмотр фильмов о войне :
• «Иваново детство»
• «Девочка ищет отца»
• «Пятерка отважных»
• Рисование :
• «Война глазами детей»
• «Нам нужен мир»
Лепка:
• «Военная техника»
• Конструирование:
• «Голубь мира»
• «Открытка для ветерана»
Дидактические игры:
• «Военная техника»
• «Военные профессии»
• «Кому что нужно для службы?»
• Сюжетно-ролевые игры:
• «Разведчики»
• «Военный госпиталь»
• «Военные учения»
• «На передовой»
• Подвижные игры:
• «Самолеты»
• «Живая мишень»
• «Снайперы»
• «Минное поле»
Эстафеты:
• «Кто быстрее перенесет «снаряды»
• «Переправа»
• Работа с родителями:
• Консультации:
• «Формирование у детей знаний о войне»
• «Воспитываем патриота в семье»
• Акция «Возложение цветов у вечного огня»
• Оформление мини-музея на основе предоставленных материалов • формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств
• познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной войне
• расширять представление детей о воинах-защитниках
• воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину
• прививать уважение к памяти павших бойцов
• воспитывать патриотические чувства
• формирование у дошкольников патриотической позиции
• воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне
• формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве
• воспитывать в детях чувство благодарности и уважения к погибшим героям и тем, кто дожил до Победы, помнить об их подвигах
• познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.
• дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена.
• воспитывать уважение к подвигу советских людей.
• познакомить детей с жизнью их ровесников во время войны
• донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы
• формировать чувство гордости за их подвиги.
• воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной
• познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом
• воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
• формировать представление детей о празднике дне Победы
• воспитывать любовь и уважение к своей Родине и истории страны
• воспитывать уважение к ветеранам
• учить детей определять по фотографиям, как выглядят дети-мира (счастливые лица, улыбка на губах, красивая одежда, и дети-войны (мрачные лица, испуганные, заплаканные глаза, оборванная одежда)
• воспитывать чувство сострадания
• учить детей рассматривать картины на военную тематику, выделять сюжет и действующих лиц картины
• познакомить детей с историческими событиями ВОВ
• подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину
• воспитывать чувство гордости, что солдаты, женщины и дети защищали Родину
• приобщить к прошлому и настоящему, через связь поколений
• учить детей понимать смысл рассказов, идейное содержание
• закреплять умение отличать рассказ от других литературных жанров
• развивать речь и обогащать словарный запас, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы
• воспитывать патриотические чувства
• создать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ
• формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории
• развивать связную речь, память
• закрепить знание детьми пословиц и поговорок о солдатах, военном долге, о Родине,
• воспитывать интерес к русскому фольклору.
• обогащать духовный мир детей,
через обращение к легендарным песням военного времени
• воспитывать уважение к славным защитникам нашей Родины
• прививать интерес детей к просмотру фильмов на военную тематику
• формировать у детей правильное отношение к войне
• воспитывать личностные качества : патриотизм, справедливость, смелость, мужество
• учить детей передавать в рисунках образ войны, характерные особенности (военная техника, взрывы)
• закреплять приемы рисования цветными карандашами
• воспитывать патриотизм
• учить детей передавать в рисунках свои впечатления о мире
• закреплять умение использовать различные средства рисования (краски, цветные карандаши, фломастеры)
• воспитывать чувство гордости за родину
• закреплять умение лепить военную технику (танк, самолет, из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции
• закреплять навык соединения вылепленных частей
• развивать воображение, самостоятельность
• развивать творческие способности детей
• формировать интерес к созданию подарков для ветеранов
• воспитывать доброжелательные чувства, аккуратность в выполнении работы
• закреплять знания детей о В. О. В
• развивать интеллектуальную компетентность
• воспитывать чувство гордости за народ, который победил врага
• учить детей обыгрывать различные сюжеты
• закреплять знания детей о военных профессиях
• воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы
• закреплять умение сотрудничать со сверстниками,
• поддерживать интерес к военным играм
• совершенствование физических качеств: ловкости, скорости, выносливости, координации движений
• закреплять основные движения
• способствовать развитию чувства помощи, сопереживания
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
3 этап - заключительный
Подведение итогов реализации проекта
Итоговая диагностика познавательных процессов
Работа с педагогами
1. Консультация «Великая Отечественная война и формирование исторического сознания молодого поколения».
2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
3. Деловая игра с педагогами «По страницам великой Победы».
4. Рекомендации про проведение конкурсов чтецов к Дню Победы, конкурсов, выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
5. Распространение опыта работы «Тема Великой Отечественной войны в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Литература
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М. : Школьная пресса, 2007.
2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
5. Ершова З. А., Краскина Н. А. «Никто не забыт, ничто не забыто».
6. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
7. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5);
8. Соболева Г. Священная война. – В кн. : О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
9. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. – № 5. – С. 3.
10. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.
11. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. С. 6.
12. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
13. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
14. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
15. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
16. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
17. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
18. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
19. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е. И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
20. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание : создание развивающей среды. /Е. И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.
21. Конкевич С. В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
Интернет-ресурсы
1. https://mama.ru/articles/multfilmy-o-velikoi-otechestvennoi-voine (ссылка на мультфильмы для детей на сайт maam.ru)
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/03/viktorina-dlya-vospitat.
3. https://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskomsadu.
4. https://stranamasterov.ru/node/355327
5. https://diafilmy.su/3005-podvig-sovetskogo-naroda.html
6. https://materinstvo.ru/art/rasskazy-detyam-o-velikoi-otechestvennoi-voine
7. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/den-pobedy-v-detskom-sadu/scenari-k-9-maja-den-pobedy-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html?page=3
8. https://stranakids.ru/stihi-o-gorodakh-geroiakh/5/
9. https://www.alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/raskazy-o-voine-dlja-mladshih-shkolnikov.html
10. https://vashechudo.ru/raznoe/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-detei.html
11. https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/855
12. https://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA+%CF%EE%E1%E5%E4%FB/page2.html
13. https://pikabu.ru/story/ordena_i_medali_velikoy_otechestvennoy_voynyi_19411945_gg_1231915
14. https://www.solnet.ee/holidays/s21.html
15. https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-shkolnikov
16. https://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html
17. https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov-1/
18. https://doshkolnik.ru/9-maya.html?start=33
№ Мероприятие Сроки. Форма проведения Ответственные
Выпуск папки-передвижки «Что мы знаем о войне?»
Воспитатели, дети,
Выставка художественной литературы «Детям о войне»
Воспитатели, дети,
Конкурс чтецов
«Поэтические строки о войне»
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель
Акция
«Голубь мира и добра»
Воспитатели, дети,
Экскурсия к Монументу Славы погибшим воинам
Возложение цветов
Воспитатели, дети, родители
Экскурсия в библиотеку
«Вечной памятью живы»
Воспитатели, дети,
Выпуск стенгазеты
«Дети-герои»
Воспитатели, дети,
Папка-передвижка
«Давным-давно была война…
Воспитатели, дети, родители
Встреча с ветераном, ребенком войны
Оформление альбома «На страже Родины» (из семейных архивов) Воспитатели, дети, родители
Социальная акция «С Днем Победы!» – вручение поздравительных листов, сделанных детьми Воспитатели, дети,