Алёна Большова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе раннего возраста «Семь Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе раннего возраста
«Семь Я»
Воспитатель
Большова А. В.
Вид проекта : информационный-практико-ориентированный
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (7 мес).
Срок реализации проекта : октябрь – апрель.
«Семья – это кристалл общества»
В. Гюго
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе раннего возраста „Семь Я“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность: Мы хотим воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самом близкому – к семье, к дому. А ведь это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее любить свою семью, свой дом. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально - насыщенного образа семьи, родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, т. е. заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.
Проблема: Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса к ценностям семьи.
Гипотеза: Если с раннего возраста воспитывать у детей любовь к семье, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней, то общение ребенка с членами семьи придаст яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогатит его познавательный опыт и сформирует у него нравственную позицию к окружающему миру.
Практическая значимость заключается в создании, в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у детей группы раннего возраста семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников по семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи в ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в собственных мероприятиях.
Цель проекта : формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта :
1. Воспитывать у ребенка любовь к его семье, родному дому.
2. Создавать эмоционально - благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи.
Ожидаемый результат:
Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях.
Проявление уважение и заботу ко всем членам семьи.
понимание значимости семьи в жизни каждого ребёнка.
Продукт предмета: создание стенгазеты «Семья на ладошке», кулинарная энциклопедия «Любимое блюдо семьи», Альбом «Каждый занимается своим делом», Альбом «Я и моя семья», Альбом «Древо моей семьи».
Итоговое мероприятие – чаепитие «День мам»
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (октябрь).
Цель: Анкетирование родителей, беседы с детьми и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе определилась цель и основные задачи проекта, разработан перспективный план.
2 этап – формирующий (ноябрь – март)
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта в разных видах деятельности с учётом интеграции образовательных областей, в рамках которого велась работа по трё м направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.
Чувства Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организована работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап – заключительный (апрель)
Цель: анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя итоговое мероприятие – семейную гостиную «Вечер дружной семьи».
Формы работы.
С детьми.
Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, развлечения, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
С родителями.
Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», «Знакомим детей с природой родного края», «Нравственно-патриотического воспитание детей раннего дошкольного возраста», индивидуальные устные консультации, праздники, развлечения.
Итоги работы с детьми:
1. Формирование интереса детей (к сказкам, народным играм, русской культуре, ее традициям.
2. Развитие у детей чувства доброты, привязанности и любви к своим близким и окружающим.
3. Формирование у детей бережного отношения к природе родного края.
4. Развитие представлений о семье, о родственных связях.
5. Развитие игровых познавательных, сенсорных, речевых способностей детей, с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Итоги работы с родителями:
1. Осознание родителями важности нравственно-патриотического воспитания и семейных традиций в воспитании детей.
2. Помощь в изготовление уголка нравственно-патриотического воспитания.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важным, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Центральную роль в гражданском обществе занимают личность гражданина.
Ключевую роль играет семья т. к. именно семья выполняет ряд связных с потребностями личности и общества функций; репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознаёт понятия «родина», «государство», «общество».
Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учит помогать друг – другу, в общем, воспитывать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Перспективный план проекта «Семь Я»
Октябрь – анкетирование родителей и опрос детей.
Ноябрь. Тема «Моя Семья».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание картин Т. Сорокина «Семья», семейных альбомов.
Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома».
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».
Чтение сказки «Три медведя».
Рисование «Моя рука, моя семья».
Совместная деятельность с родителями.
Создание альбомов «Я и моя семья», «Каждый занимается своим делом» «Древо моей семьи».
Консультация «Семья глазами детей».
Оформление уголка «Умелые ручки мамы».
Конкурсная программа для детей и родителей, посвящённая Дню матери (с чаепитием). Приглашение
Декабрь. Тема «Члены моей семьи».
Совместная деятельность педагогов и детей
Рассматривание альбомов «Я и моя семья», «Каждый занимается своим делом», «Древо моей семья».
Беседа на тему: «Самые дорогие люди»
Пальчиковая гимнастика «Мы построим дом»
Чтение сказки «Репка».
Разучивание пословиц и поговорок про семью.
Совместная деятельность с родителями.
Памятка «Советы по воспитанию внуков».
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы.
Оформление группы и участка к Новому году.
«Мой папа волшебник» (участие родителей в создании снежных построек).
Консультация «Зимние забавы на каникулах».
Январь. Тема «помощники»
Совместная деятельность педагогов и детьми.
Беседы на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…»
Беседы с рассматриванием альбома «Профессии людей».
НОД ФЦКМ РК «Мы мамины помощники».
Конструктивно-модельная деятельность «Мы строим дом».
Посещение детей младших групп с концертом.
Совместная деятельность с родителями.
Родительское собрание «Семья – основа воспитания».
Консультация «Воспитание трудом», «Роль папы в воспитании детей».
Привлечение родителей к очистке снега на игровой площадке.
Февраль. Тема «Мой папа защитник Отечества»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание иллюстраций, альбомов с военной тематикой.
Чтение художественной литературы
Подвижная игра «Самолёты»
Совместная деятельность с родителями.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
Март. Тема «Моя мама».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседа «Моя мама – красавица», «Что любит моя мама».
«Бабушка – душа семьи».
Продуктивная деятельность «Подарок маме».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «Международный женский день».
Участие родителей в конкурсе «Весенний букет».
Праздник «Мамин день».
Апрель. Тема «Профессии наших родителей»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание альбома «Профессии взрослых».
Экскурсия по детскому саду.
Совместная деятельность с родителями.
Сколько времени необходимо уделить общению с ребёнком».
Советы рекомендации по воспитанию любви к труду.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е. Ю. Александрова// Вологда, 2007г.
3. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй : вопросы планирования. / Ю. А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4 – С. 41.
4. Ковалёва Г. А. Воспитание маленького гражданина. /Г. А. Ковалёва – М. : 2004г.
5. Евдокимова Е. С Технология проектирования в ДОУ. /Е. С. Евдокимова – М. : 2006г.
6. Шорыгина Т. А. детям о самом важном «Наша Родина Россия» Москва 2013г.
7. Шорыгина Т. А. Детям о самом важном «Моя семья» Москва 2013г.
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М. : 2005г.
9. Интернет-ресурсы.