Юлия Штайнепрайс
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Работу выполнила
воспитатель первой квалификационной категории
Штайнепрайс Юлия Сергеевна
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники старшей группы
Тип проекта: долгосрочный, информационно-творческий
Проблема:
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры малой Родины;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
4. Расширить знания детей о природе Мошковского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
5. Воспитывать интерес и любовь к родному поселку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Принципы, используемые при реализации проекта:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, музеем и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды;
• творческая деятельность;
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- расширение знаний детей о культуре, истории, традициях, ценностях и природе родного края;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
-самовыражение творческих способностей детей;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание единого пространства : педагоги-дети-родители-общественность в сфере нравственно-патриотического развития личности дошкольника.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о малой Родине, ее истории, достопримечательностей,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории, природе и культуре малой Родины.
II этап – основной (по плану)
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Перспективный план работы по реализации проекта
месяц тема цели формы работы
сентябрь «Моя семья» Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; привлечь родителей к формированию семейных ценностей, формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
беседы, выставка рисунков «Моя семья»,
творческие работы «Моя родословная»
«Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
праздник «День пожилого человека»
октябрь Профессии моих родителей Продолжать работу по изучению своей семьи, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности, значении для поселка беседы
выставка творческих работ
сюжетно-ролевые игры
чтение художественной литературы
ноябрь Как жили наши предки Знакомить с домашней утварью, предметами быта, одеждой, традициями прошлого времени. экскурсия в краеведческий музей
создание мини-музея «Русская изба»
презентации
декабрь История Мошковского района Вызвать интерес к истории возникновения района, расширять и уточнять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины.
ООД, презентации
викторина
январь Культура
Знаменитые люди района Познакомить с именами тех, кто прославил поселок; познакомить с творчеством художников, поэтов нашего района; продолжать знакомить с культурными объектами поселка.
день интересных гостей
экскурсии в библиотеку, музыкальную школу
февраль Наши традиции Познакомить с народными прикладными промыслами, праздниками, традициями празднования их в районе. Масленица
экскурсия в музей
презентации
март Мой поселок Воспитывать любовь к родному поселку, умение видеть прекрасное, гордиться им, поддерживать интерес детей и взрослых к истории, достопримечательностям.
«Улицы родного города»- продуктивная деятельность
конкурс рассказов «Биография моей улицы»
праздник «Юбилей района»
Выставка газет
апрель Природа Мошковского района Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; расширять знания детей о природе, природных объектах родного района.
экологическая сказка
участие в концерте, посвященном годовщине аварии на Чернобыльской АЭС
продуктивная деятельность
вечер загадок
презентации и познавательные фильмы
май «Помню. Горжусь» Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну; выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным поселком и районом, об улицах, названных в честь героев, о памятниках, аллеях
проект
чтение художественной литературы
праздник
экскурсии