Людмила Кострыкина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина от А до Я» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя Родина от А до Я“ в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством и архитектурой;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: краткосрочный с 24.11.2014 по 15.12.2014 г.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Ресурсное обеспечение:
•книги
•фотоальбомы, буклеты
•аттрибуты для сюжетно-ролевых игр
•художественные произведения и материалы
Ожидаемые результаты:
-Дети знают и называют свой город и страну: символику, достопримечательности, флору и фауну.
-У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить ее чистой и красивой.
-Родители являются активными участниками педагогического процесса.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы. Виды детской деятельности
Речевое и познавательное развитие
1. НОД
•«По улицам города»
•«Моя страна родная. Государственная символика»
•«Моя семья. Профессии моих родителей»
•«Русский народный костюм»
•«Русская изба»
•«Наш детский сад. Правила поведения»
•«Рассказывание русских народных сказок с использованием различных видов театра»
2. Творческие рассказы:
•«Места нашего города, где я люблю бывать»
•«Я мамин помощник»
3. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет
4. Отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края, о предметах быта современных и старинных.
Игровая деятельность
1. Оформление игротеки дидактических игр
•Угадай, что за предмет?
•Кто лишний.
•Найди животных нашего края.
•Когда это бывает.
•Кому, что нужно для работы.
2. Сюжетно – ролевые игры:
• Моя семья
•Мамины помощники
•Экскурсия по городу на автобусе
Трудовая деятельность. Ручной труд:
•Поделки из подручного материала
•Организация дежурства в группе
•Уход за растениями в природном уголке
• Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Рисование:
•Изготовление закладок для книг с цветочным орнаментом
•Создание композиции по мотивам сказки «Курочка ряба». Лепка цыплят
•Создание дизайн-проекта русского народного костюма.
•Рисование Российской символики
• Аппликация из ниток «Российский флаг»
Строительный материал: Дом, в котором я живу.
Здоровье и физическое развитие: Утренняя гимнастика, импровизация на тему «Богатыри», Физические упражнения на прогулке
Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Никанориха», «Каравай»
Беседы по ОБЖ:
«Полезные привычки», «Правила поведения на льду», «Если дома остался один»
Взаимодействие с родителями:
• Создание генеалогического древа своей семьи
• Фотоплакат «Места нашего города, где мы любим бывать вместе»
• Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок
• Организация чаепития на открытом мероприятии «Русская изба»
Открытые мероприятия с приглашением родителей:
• «День матери»,
• «Русская изба»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.