Шевчук Марина Владимировна
Проект по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной группе
▼ Скачать
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: январь 2023 - март 2024 года.
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Публикация «Проект по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Цели:
Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
3. Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие :
1. Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционные техники рисования.
2. Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования :
- смешивание цветов;
- рисование цветным песком;
- рисование солью;
- проступающий рисунок
- рисование поролоном;
- рисование штрихом
- ожившие предметы
- раздувание краски;
- печать листьев;
- рисование пальчиками.
Формы проведения
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник : рисование пальцем или ватной палочкой, методом «тычка», рисование клеем и солью, монотипия, тампонирование, кляксография,, штрихом, цветным песком, экспериментирование.
2. Выставки.
3. Викторина «Волшебная страна рисования».
Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Просмотр презентаций.
7. Пальчиковые гимнастики.
8. Беседа с использованием загадок, стихотворений.
9. Игры.
10. Самостоятельная деятельность детей.
11. Физкультминутки.
Работа с родителями:
- Консультация «Роль изобразительной деятельности для развития дошкольников».
- Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
- Консультация «Рисование в технике «Граттаж».
- Альбом с детскими работами;
- Просмотр видео уроков по нетрадиционным техникам рисования.
- Беседа «Рисуя – играем».
- Подбор и изготовление альбома «Нетрадиционные техники рисования».
- Пополнение центра изобразительной деятельности нетрадиционными материалами для рисования (зубные щетки, ватные палочки, коктельные трубочки, свечи, пробки, соль, клей ПВА, поролоновые печати и т. д.).
Работа с детьми по проекту
I этап — подготовительный
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап — основной
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы, просмотр видео уроков.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, викторина, выставка детских работ.
Нетрадиционные технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми :
1. Смешивание цветов
2. Рисование цветным песком
Предлагается ребёнку выбрать любую картинку для раскрашивания. Спрашивается, какая понравилась? Почему именно эта картинка его заинтересовала. Советуют выбрать те цвета, которые понадобятся для работы. Напоминают, что сначала раскрашиваем крупные детали. Намазывается раскашиваемая область клеем, используется клей ПВА, засыпается песком (просеивается между пальцами) и разравнивается пальцем, остатки песка стряхиваются в баночку. Легче раскрашивать область, не граничащую с другими цветами. Если они разного цвета и имеют общую границу, то лучше подсушить одну, прежде чем раскрашивать следующую. Затем закрашиваются мелкие части. Если мы хотим получить объём, то когда высохнет первый слой, наносим второй. Постепенно раскрашиваем все части. Получаются красивые картинки, от которых ребенок получает удовольствие.
3. Рисование солью- нетрадиционный способ рисования, для которого используется шаблон из клея ПВА и обычной пищевой соли, а также гуашь или акварельные краски. Когда кисточка с краской касается рисунка, то соль намокает, впитывает и ребенок видит, как соль начинает стремительно окрашиваться. Это достаточно завораживающая картина, которая привлекает детский интерес.
4. Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ) - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих - это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т. д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Oтвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение к нему.
5. Проступающий рисунок - это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительногo материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
6. Рисование поролоном. Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежноro покрова водной поверхности, листопада и т. д.).
7. Ожившие предметы Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
8. Раздувание краски. Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (ШIЯ коктейля или полую часть от шариковой ручки, ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегaются в разные стороны «ножки. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
9. Печать листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
10. Рисование пальчиками
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, eгo свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.