Асанжанова Жанара Джумановна
Проект по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» с детьми 3–5 лет. Фрагмент
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение программы
Срок реализации программы: 2 учебных года.
В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд;
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
• изобразительная (рисование);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Работа с детьми строится поэтапно:
I этап - подготовительный.
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в МАДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап - основной.
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап - творческий.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Формы и методы реализации программы
Основные формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в месяц, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности продолжительностью 30 мнут. Форма занятий - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные;
• практические;
• игровые.
Используемые методы позволяют:
• развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
Основные методы в работе с детьми
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения (по мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
• метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
• метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
• метод эвристических и поисковых ситуаций;
• словесный метод;
• наглядный метод;
• репродуктивный метод.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
(2 мл. группа)
Месяц Тема занятия
Программное содержание Оборудование
Сентябрь
«Желтый одуванчик» • Учить передавать образ цветка, его строение и форму, используя нетрадиционную технику рисования-пальчиками.
• Закрепить знание цветов (зеленый, желтый) Альбомный лист, гуашь (зеленая и желтая, салфетки, модель одуванчика, пчелки (наклейки) по количеству детей
Октябрь
«Ягодки и яблочки на тарелке» • Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа Печатки из картофеля круглой формы, пробки, миски с гуашью, салфетки, эскизы натюрморта на тарелке
Ноябрь «Птички клюют ягодки на ветке» • Упражнять в комбинировании различных техник
• Развивать чувство цвета, фактурности, объема, композиции Тонированный лист А4, гуашь, пробки, салфетки, клей пва, кисти, клеенки, птички вырезанные, эскизы с изображением ягод на ветках
Декабрь «Маленькой елочке холодно зимой» • Продолжать учить рисовать пальчиками, получать оттиск печатками
• Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа
• Развивать цветовосприятие Тонированные листы бумаги, белая гуашь, заготовки объёмных елочек, печатки из картофеля и пробок
Январь «Моя любимая чашка на столе» • Развивать эстетическое восприятие предметов ближайшего окружения, умение рисовать их, комбинируя различные техники
• Формировать чувство ритма Листы бумаги, гуашь, пробки, трафареты, чашка.
Февраль
«Самолеты летят» • Учить детей передавать в рисунке образ предмета-самолет в нетрадиционной технике отпечатками по трафарету
• закреплять умение проводить прямые линии в разном направлении
• формировать умение правильно держать кисть в руке, набирать краску на кисточку Наглядные пособия с изображением самолетов, листы бумаги темно синего цвета, краски гуашь белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки, трафареты самолетов
Март
«Ветка мимозы» • Учить технике пальчикового рисования, создавая изображение с помощью точек
• Закрепить знания цветов, фигуре круг и величине (маленький)
• Развивать восприятие цвета, формы
• Формировать навыки аппликации Гуашь желтого и зеленого цвета, клей, шарики из бумажных салфеток, листы бумаги
Апрель «Мои любимые рыбки» • Совершенствовать умение делать отпечаток ладонью и дорисовывать его до определенного образа (рыбки)
• Развивать воображение и творчество. Заготовки аквариумов, гуашь 4-х основных цветов, печатки из картофеля, ватные палочки
Май «Весеннее солнышко» • учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца, лучиков.
• развивать умение создавать простые изображения, ориентировку на листе бумаги, восприятие цвета, формы, размера. Коробочки с крупой, с желтым фоном; салфетки, картинки с изображением солнца и тучки, зонтик, игрушка – зайчик.
Календарно-тематический план
(средняя группа)
Месяц Тема занятия
Программное содержание Оборудование
Сентябрь
«Мои игрушки» • Упражнять в комбинировании двух нетрадиционных техник
• Развивать чувство ритма, композиции Листы бумаги, гуашь, печатки разной формы, пробки, игрушки (неваляшка, мячик, кисти, эскизы с игрушками
Октябрь
«Грибочки, которые я видел» • Развивать эстетическое восприятие природы через ее изображение в пейзаже осени
• Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику Муляжи грибов, эскизы, листы бумаги, гуашь, засушенные листья, клей пва, кисти, печатки круглой формы
Ноябрь «Зачем человеку зонт» • Упражнять в технике печати по трафарету
• Развивать чувство ритма, чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности Картинки с изображением различных зонтов, трафареты, гуашь, паролоновые тампоны для печати
Декабрь «Ветка рябины в вазе» • Упражнять в комбинировании различных техник рисования для изображения ягод
• Развивать чувство композиции при рисовании натюрморта Листы бумаги, пробки, гуашь, кисти, простые карандаши, изображения ветки рябины в вазе
Январь «Мои любимые краски» • Развивать цветовое восприятие разных цветов, умение применять их в рисунке
• Подбирать и самостоятельно использовать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету Куклы, бумага формата А3, гуашь, жесткие и мягкие кисти, паролоновые губки, кусочек картона для набрызга, трафареты, овал из картона, простые карандаши, эскизы с колоритом разных цветов
Февраль
«Поздравительная открытка для папы - «солдат - пограничник» • познакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм.
• научить детей рисовать «точками», передавая характерные особенности костюма пограничника (цветовая гамма); обобщить и конкретизировать знания детей о Российской армии, о родах войск, об особенностях военной формы.
• развивать наблюдательность, познавательный интерес к нетрадиционным техникам рисования, творческое мышление, усидчивость и мелкую моторику. Ватные палочки, акварельные краски, стаканы для воды, кисти, шаблоны с изображением солдата пограничника, образец готового рисунка.
Март
«Весенние цветы для моей мамы» • Воспитывать эстетическое отношение к миру через изображение цветов в различных техниках
• Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение Восковые мелки, акварель, картинки с цветами, печатки, гуашь, тонированная бумага, трафареты, тампоны из паролона
Апрель «Цыплята» • Воспитывать эстетическое отношение к животным через изображение их в различных техниках
• Развивать чувство цвета, объема, фактурности, композиции Тонированные листы бумаги, салфетки желтого цвета, черный маркер, пастель, эскизы и картинки с цыплятами
Май «Мое любимое дерево в разные времена года» • Совершенствовать умения детей в различных техниках
• Закрепить знания о временах года, сезонных изменениях в природе
• Развивать чувство композиции Иллюстрации с деревьями в разные времена года, тонированная бумага, гуашь, кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки