МААМ-картинки

Проект по литературному краеведению «У обелиска»

Оксана Собко
Проект по литературному краеведению «У обелиска»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта.

Тема проекта : «У обелиска».

Тип проекта : Социальный проект с элементами поиска.

Возрастая категория участников проекта – ученики 6 – 9 классов.

Актуальность проекта.

Патриотическое воспитание школьников – это одна из основополагающей в становлении, воспитании и развитии целостной личности.

Публикация «Проект по литературному краеведению „У обелиска“» размещена в разделах

Данный проект является важным средством патриотического воспитания на уроках литературы. Посредством данного проекта школьники более углубленно познакомятся с историей своего родного края, пополнят свои знания о погибших воинах во время Великой Отечественной войны.

Знакомясь с мемориалами – памятниками в разных сёлах Наровчатского края, дети узнают новые сведения о событиях Великой Отечественной войны. Ведь задача педагога заключается в том, чтобы свои знания пронесли в дальнейшем будущим поколениям.

Цель проекта : создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, сформирование представления о памятниках, посвященных Великой Отечественной Войне; воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- выяснить, необходимы ли памятники героям войны.

- выяснить, кому и где установлены памятники в нашем районе. Собрать информацию о памятниках о павших воинах

- воспитать чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее;

- Изучить памятники «Великой Отечественной Войны», установленных в Наровчатском районе;

- Исследовать географию памятников;

- Систематизировать и оформить собранный материал.

- Создать альбом и презентацию «Мемориалы Наровчатского края».

Методы исследования: опрос жителей села, историков школы, старейшин села, ветеранов войны и труда, работа с книгами и поиск информации в интернете, обобщение.

Этапы исследования:

1) организационная часть (изучение памятников истории, беседа с автором памятника, встреча с ветеранами войны и труда);

2) практическая часть (сбор материалов, установление списка погибших воинов-баянгольцев);

3) заключительная часть.

Руководитель проекта : Собко Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы.

Введение.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Поэтому очень важно своевременно формировать у школьников чувство патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому основная задача педагога не из лёгких. Она заключается в том, чтобы сформировать высоконравственную личность. А это возможно лишь тогда, когда ребёнок будет знать свою историю, научиться чувствовать ответственность перед страной. Формируя в детях чувство гражданственного долга – вот главная задача в современной педагогике. Ведь как говорил великий академик М. В. Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Как всем известно, любые традиции имеют свой психологический смысл. Именно через традиции из поколения в поколение передаются установки, морально-нравственные ценности, знания и убеждения. Изучая историю нашего края, мы понимаем всю значимость событий Великой Отечественной войны. Именно благодаря ей мы можем делать вывод о цене Победы.

Мы должны добиваться того, чтобы в нынешних детях, которые, может, и живого фронтовика не видели, продолжала жить эта память прошлого. Поэтому так нужны нам сейчас свидетельства каждого очевидца, каждого человека, который вживую, из первых уст, может рассказать, как всё было тогда…

Школьники должны знать и чтить всех героев, сражавшихся за наше мирное небо над головой.

Актуальность.

Война – как много в этом слове. Это слово несет в себе боль, страх, крик и плач матерей, потерь близких людей и тысячи славных солдат стоявших за жизнь всех поколений. Война не обошла ни одну семью. Прошло много лет, участников тех далеких событий осталось совсем мало, и мы должны их оберегать и хранить. Нельзя забывать то, что было сделано ради нас, ведь эти люди заплатили за это спасение страшную цену.

Земля оставила память о погибших в виде памятников, обелисков, монументов по всей России. Есть такая память и у нас, в Наровчате. Значение слова «Памятник» говорит само за себя - хранить память, память о тех, кто не вернулся в родной город, домой.

Что такое памятник павшим? Это память. Как передать эту память? Необходимо изучать историю, географию памятников родного края.

В 2022 году наша страна празднует 77-летие Великой Победы.

В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашей страны, района, села.

Основополагающий вопрос: Как сохранить память об участниках Великой Отечественной войне и воспитать уважение к историческим событиям, касающихся нашего Наровчатского края?

Проблемные вопросы:

1. Что мы знаем о тружениках нашего родного края, погибших в Великой Отечественной войне?

2. Что мы знаем о мемориальных комплексах, расположенных на территории нашего родного края?

3. Какой вклад внесли наши земляки в Победу?

4. Какой вклад может внести каждый участник проекта в сохранение истории нашего края?

Планируемый результат.

В результате реализации проекта рождается материальное продолжение урока – презентация и альбом, с которюм будут работать другие ученики.

Результатом являются также индивидуальные разработки книги, презентации

На первом и заключительном этапах проводится опрос (анкетирование)

План работы проекта.

Мероприятия, формы работы Сроки

Постановка целей и задач проекта. Январь 2022 г.

Проведение Акций «Защитники Отечества» Февраль 2022 г.

Участие в районном этапе конкурса сочинений «Без срока давности» Февраль 2022 г

Участие в муниципальном этапе конкурса «Победа далёкая и близкая». Март 2022 г.

Проведение литературных часов, литературных гостиных на тему «Памятники воинам - освободителям, участникам Великой Отечественной войны наровчатского края». Февраль – май 2022 г.

Участие в акции «Я – гражданин России» (запись видеороликов стихотворений о России») Март 2022г.

Сбор материала для создания альбома «Памятные мемориалы Наровчатского района». Март – май 2022 г.

Создание альбома «Памятные мемориалы Наровчатского района». Апрель 2022 г.

Участие в конкурсе чтецов, посвящённом «Дню победы» Май 2022 г.

Участие в митинге, посвящённом Дню победы».

Возложение цветов и гирлянды к памятнику. 2022 г.

Облогораживание территории памятника нашего села. Январь - май

Заключение.

У времени есть своя память- история. И мы должны помнить и знать её. И наш долг гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашизма, отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память.

Каждую зиму школьники расчищают памятник нашего села от снега, убирают территорию вокруг памятника: соскребают сухие листья, вскапывают клумбы.

Празднование Дня Победы уже давно стало традицией в нашей стране. Традиционно 9-го мая сюда приходят жители села, работники администрации, ученики, чтобы отдать дань памяти всем, кто сражался с фашизмом. Поэтому необходимо, чтобы памятник был красивым. Ветераны и очевидцы военных событий вспоминают годы тяжелых испытаний, читают фамилии погибших односельчан и вспоминают их. И так будет всегда, пока будет стоять этот памятник в нашем селе. Этот памятник имеет большое значение в жизни нашего села.

Заключение.

Работа над данным проектом позволит осуществить преемственность поколений, сохранить историческую память.

Мы счастливый народ: мы родились под мирным небом, не слышали воя бомб и грохотов канонады, не видели ужасов войны. Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения.

Литература

1. Рогачев С. В. Журавли над Родиной. / Сергей Рогачев // Первое сентября. – 2008. - №8 – с. 3-4, 14-15, 20-21, 28, 34-34,41.

2. Мелюковка. С. Коршунов, А. Сохряков. /Ковылкино. 2016г. – 274 стр.

3. www.gamzatov.ru – Официальный сайт народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

4. https://planetashkol.ru – Планета школ

5. https://fishki.net .ru

6. https://nezabudem.net

7. https:// naomuseum.ru

8. https://ru.wikipedia.org

9. https://yandex.ru/images

Приложение к проекту.

Памятники Великой Отечественной войны, посвященные мужеству и героизму советских солдат, сражавшихся против фашистов, установлены во многих городах России. С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. На защиту Родины встала вся страна. Вспомним о памятниках нашего Наровчатского края.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс по некоторым мемориальным комплексам нашего края.

Памятник воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (с. Студенец, 1977 г.)

Памятник — обелиск был установлен ко Дню Победы в 1972 году в честь 258 (двухсот пятидесяти восьми) воинов - земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Он установлен на площади размером 7 м на 4 м, от уровня земли приподнят на 0,5 м. площадка облицована мраморными плитами. В центре площадки находится постамент размером 1 м на 1 м и высотой 2 м. На постаменте сбоку высечена надпись: «Вспомним всех поименно. Горем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это нужно живым». На постаменте установлена фигура солдата высотой 3 м. На плечах солдата плащ- палатка, руками к груди прижимает автомат. Воин стоит на фоне приспущенного красного Знамени. На Знамени надпись: «За нашу Советскую Родину», изображен серп и молот, выбиты годы войны. Перед постаментом установлена чаша вечного огня, выполненная в виде звезды. Слева и справа от постамента расположено по 5 мраморных плит, на которых в алфавитном порядке начертаны имена 258 воинов — земляков, погибших в Великой Отечественной войне. К площадке ведет лестница из 5 ступеней, сам памятник огорожен металлической оградой. В настоящее время у памятника проходят все значимые мероприятия, к памятнику возлагают цветы молодожены, выпускники, земляки, школьники.

Следующим мемориалом, о котором я хотел бы рассказать, является Братская могила жертв авиакатастрофы в с. Казеевка.

15 ноября 1941 в с. Казеевка Наровчатского района года, при выполнении Правительственного задания по спасению государственных ценностей от нашествия немецко-фашистских захватчиков, в авиационной катастрофе трагически погибли работники Воронежского авиационного завода № 16 и экипаж самолета в составе 6 человек:

- Зорин Алексей Александрович, парторг ЦК ВКП/б/;

- Момот Николай Федорович, летчик-испытатель;

- Толстопятов Петр Иванович, бортмеханик;

- Кораблинов Иван Михайлович, начальник отдела кадров;

- Россихина Валентина Филипповна, начальник цеха №13;

- Кузьминер Давыд Юлиевич, начальник цех №7.

В с. Казеевка, на кладбище, в свое время был установлен памятник людям, разбившимся на самолете. Со временем, это памятное место было забыто, за ним перестали ухаживать, многие жители Наровчатского района даже не знают о его существовании.

7 мая 2018 года в преддверии праздника Дня Победы, Молодежный парламент совместно с добровольческой организацией «Добрые дела Наровчат» и жителями района привели памятник в порядок.

Мемориал воинской славы «Аллея героев»

Мемориал воинской славы в селе Наровчат, посвященным воинским подвигам жителей и уроженцев Наровчатского района в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, является главным памятником такого рода. Памятник был открыт 9 мая 1980 года к 35 - й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – самый почитаемый праздник для россиян. Приближается 70 – я годовщина Победы. Но мы всегда будем помнить, какой ценой достался нашим прадедам этот день.

Памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в Наровчате. Открыт 9 мая 1980 года. Авторы: А. А. Иванов, А. С. Нечкин. В центре мемориала на бетонном постаменте фигура встающего солдата со знаменем в правой и автоматом в левой руке. У подножья звезда с вечным огнем. По обеим сторонам бетонные плиты с барельефами тружеников тыла. На левой стороне мемориала бетонная стена с надписью «Вечная память воинам, павшим в боях за свободу и независимость Родины», а также бетонный постамент, на котором расположены плиты с именами погибших воинов Наровчатского района. Мемориал окаймляют голубые ели и клумбы с цветами. С левой стороны от мемориала расположена аллея с бюстами Героев Советского Союза. На аллее 12 бюстов: Бородин Н. И., Матюшкин В. Е., Милованов А. А., Милюков А. И., Плешаков А. Я., Сарычев Ф. К., Сорокин П. В., Спирин П. П., Тремасов Д. Е., Харитошкин В. И., Черябкин П. Л. Ширяев П. Н.

Мемориал воинской славы в с. Новые Пичуры».

Открытие памятника состоялось 27 октября 2006 года.

Не было равнодушных людей на этом празднике. Ведь иначе и быть не могло - в этот знаменательный день торжественно открыли памятник погибшим в годы войны односельчанам. Освятил памятник и благословил жителей и гостей настоятель храма в Пичурах священник отец Сергий.

В списке погибших, отдавших свою жизнь за Отечество, 195 фамилий.

(здесь не только жители Пичур, но и сел, входящих в состав Новопичурского Сельского совета).

Памятник вызывает огромный интерес у молодежи. Каждому хочется найти в списке погибших знакомую фамилию или фамилию родственника. Это побуждает молодых людей гордиться своими предками, которые внесли свою лепту в победу над фашизмом. Учащиеся школы на каждый праздник возлагают цветы к мемориалу. Уже вошло в традицию и то, что молодожены приходят к памятнику возложить цветы и сфотографироваться.

Одновременно с памятником был заложен памятный камень в честь основания села. Поводом для первого упоминания Новых Пичур в летописях послужило то, что бортные вотчинные угодья мордвы стали незаконно использоваться владельцами сел Кавендра, Мелюковка, Тезиково. Возмущенные такой несправедливостью, жители отправляют в Главную канцелярию ходоков, с тем, чтобы им отмежевали землю. Поэтому днем рождения села считается дата между 1735-1742 гг. Памятный камень был заложен в честь 270-летия села.

Памятник погибшим воинам в с. Мелюковка.

Вечный огонь принесли спортсмены, молодое поколение наровчатцев, зажжённого от Вечного огня мемориала Аллеи героев с. Наровчат.

Торжественный митинг, посвящённый открытию памятника павшим воинам и Памятному камню, заложенному в честь 330 – летия основания Мелюковки открыл глава местного самоуправления Наровчатского сельсовета Бормотов Иван Иванович. С приветственным словом выступили заместитель главы местного самоуправления района Коршунорва Светлана Евгеньевна, райвоенком Болелин Н. В., ветераны войны и труда.

В своём выступлении Бормотов И. И. отметил, что мысль о создании памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, озвученная впервые инициатором многих дел Вячеславом Балелиным, была дружно подхвачена всеми жителями Мелюковки и одобрена местными жителями и местным самоуправлением. И как всегда во всех добрых начинаниях, первыми откликнулись члены землячества: председатель общественной организации Журавлёв Валентин Михайлович, земляки мелюковцев генерал – полковник Владимир Викторович Рузляев, предприниматель Краснов Юрий Викторович. Они помогали материалами, денежными средствами. Внесли свою лепту в постройку памятника и жители села. После официальной церемонии было костюмированное представление. Начинались они с торжественного въезда конного отряда солдат Выборного полка из 18 века. А заканчивается костюмированной сценкой девушек в лодках, плывущих по глади пруда, опускающих в воду венки. Венки грусти. Венки памяти о тех, кого уже нет среди мелюковцев.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Мы призываем всех помнить подвиг нашего народа и передавать его потомкам,

приносить цветы к подножью монументов. Выполняя эту работу, мы узнали много нового и интересного. Особенно нам нравятся фотографии защитников родины, ведь это наши родственники, когда-то защищавшие наше будущее на фронте.

Таким образом, можно сказать, что работа стимулирует познавательную активность, повышают интерес к прошлому нашей страны, героям и воинам Великой Отечественной Войны. Мы считаем, что данная работа может быть полезна всем, кто интересуется краеведением и историей.

.

Публикации по теме:

Фотоотчет об участии в акции по литературному краеведению «Читаем книги Нины Павловой»Фотоотчет об участии в акции по литературному краеведению «Читаем книги Нины Павловой» «Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Фотоотчет об участии в акции по литературному краеведению «Большой поэт малой Родины»Фотоотчет об участии в акции по литературному краеведению «Большой поэт малой Родины» Ростовская область имеет богатейшие культурные традиции и славится выдающимися людьми, которые внесли неоценимый вклад в российскую и мировую.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?» Проект Кто такой Кощей Бессмертный. «Литературное чтение» Авторы проекта: Федосеев Алексей ученик 1 В класса. Федосеева С. Н. Содержание.

Проект по краеведению для старшей группы «Белгород — город воинской славы» Проект по краеведению: «Белгород – город воинской славы». Группа: №1 «Колобок» МБДОУ д/с №34 г. Белгород Автор проекта: Погодина Е. В. 1.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Викторина по литературному чтению в 1–2 классах Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на викторину по литературному чтению в начальную школу! Экспресс-опрос. 1. Сколько.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Автор публикации:
Проект по литературному краеведению «У обелиска»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 14:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по литературному краеведению «У обелиска»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Собко (УИ 1333631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД