Анна Малахова
Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и принцессы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по гендерному воспитанию детей
«Рыцари и принцессы"
Паспорт проекта.
Авторы проекта : воспитатели - Малахова Анна Ивановна, Тимофеева Ольга Сергеевна.
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Проект по гендерному воспитанию детей „Рыцари и принцессы“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (март 2016г.)
Тип проекта : Познавательно - творческий.
Актуальность.
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Проведя анкетирование родителей было выявлено, что родители недостаточно компетентны в вопросах гендерного воспитания. Не придают данной теме важности. Женщины берут на себя большой функционал семейных обязанностей. Например, все мамы работают,80% из них в основном берут заботу по уходу за детьми на себя, только 30% пап ежедневно играют с детьми, читают им книги, занимаются. Мамы иногда берут на себя традиционно свойственные мужчинам функции : водят машину, делают ремонты и т. д. Пример взрослого имеет большое значение для формирования у детей гендерных представлений, различий и соответствующего поведения.
Наблюдения за детьми.
Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
При изучении специальной литературы, мы отметили, что в дошкольном возрасте неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать чтение художественных произведений – сказок.
Ярко выражены гендерные различия у сказочных героев прошлого рыцарей и принцесс. Эти персонажи доступны для понимания детям среднего дошкольного возраста. Яркие отличительные особенности можно увидеть во внешнем облике (прическа, наряды, украшения и т. д., в манере поведения, поступках, речевом этикете, в правилах вежливости.
Проведя диагностику метом наблюдения и соц. опроса, было выявлено следующее
- 100% детей имеют узкие представления о сказочных героях прошлого (рыцарей и принцесс).
- 80% детей не умеют отразить имеющиеся знания полоролевых особенностей в игровой деятельности.
Цель: создание условий в ДОУ для формирования гендерных различий детей в процессе ознакомления с художественной литературой исторического содержания.
Задачи в работе с детьми:
- Расширить гендерные представления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с образами рыцарей и принцесс;
-Расширить у детей интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек через художественную литературу;
- Воспитать положительные нравственно – волевые черты личности ребенка в процессе изучения сказок, описывающих достижения и геройские поступки главных героев.
Задачи в работе с родителями:
- Формировать гендерную компетентность, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка;
- Привлекать к активному участию в жизни ребенка, осведомленности о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет – сайтов по данной проблеме.
- Диагностика детей для выявления уровня знаний ребенка о полоролевых особенностях, гендерном поведении, знаний детьми сказок с историческим содержанием.
- Подбор художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
Основной этап.
Формы работы с детьми: игра, беседа, чтение сказок и др.
Формы работы с родителями: беседы, консультации, папки – передвижки, домашние задания (создание герба семьи, создание костюмов рыцарей и принцесс) и др.
Неделя Название Планирование действий Работа с родителями
1 неделя «Какие же наши
Принцессы?» -Чтение сказок: «Дикие лебеди», «О маленькой принцессе», «Морозко»,
-Рассматривание иллюстраций,
-СРИ «Салон красоты», «Семья». Изготовления замка на ширму
2 неделя «Как стать принцессой?» -Беседы по теме: «Какая я девочка?», «Чем отличается девочка от мальчика?»
-ДИ «Одень принцессу»,
-Сказки: «Рукодельница и ленивица», Крошечка - Хаврошечка», «Золушка»,
-Рисование корон, шлемов, щитов. Совместная деятельность детей родителей по созданию гербов семьи.
3 неделя «Какие же наши рыцари?» -Чтение сказок «Храбрый рыцарь», «Царевна лягушка», «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо», о богатырях: «Добрыня Никитич и змей горыныч», «Алеша Попович и тугарин змей», рассматривание иллюстраций, беседы по теме. Изготовление костюмов рыцарей и принцесс с помощью родителей.
4 неделя «Как становились рыцарями?» -Беседы по теме: «Какой я мальчик?»
-ДИ «Подбери рыцарю одежду»,
-Чтение былины (отрывок) «Илья Муромец», «Финист – ясный сокол»(отрывок, «Иван - царевич»
-Конструирование замка из конструктора «Лего»
-СРИ «Охотники», Рыцарский турнир» Изготовление костюмов рыцарей и принцесс с помощью родителей.
5 неделя «Сложно ли быть рыцарем и принцессой?» -Разучивание танца «Менуэт»
-Проведение мероприятия «Рыцари и принцессы» Показ открытого занятия «Наши рыцари и принцессы»
Заключительный этап.
-Итоговая диагностика (в беседах)
Заключительной частью проекта было проведение мероприятия «Рыцари и принцессы», где дети показали свои знания, характерные для мальчика и девочки.
Изготовление папки проекта.
Презентация проекта.
Результат:
-Сценарий мероприятия,
-конспекты занятий,
-Презентация «Рыцари и принцессы» в PowerPoint,
-папка проекта,
-дидактические игры,
-ширма,
-гербы,
-костюмы,
-создана копилка –«Именные стишки нашей группы», «Стишки о мальчиках и девочках».,
-фотоальбомы «Профессии наших пап и мам»,
-«Консультации для мам и пап».
В музыкальной деятельности мы с педагогом так же стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, рыцари).У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, куклами). Все это способствует развитию представлений ребенка о своем поле.
Работа с родителями.
Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.
Результативность:
Работа по гендерному воспитанию детей в процессе проектной деятельности принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности – у мальчиков, женственности- у девочек.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. По результатам опроса было выявлено, что 96% родителей теперь ясно представляют, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только 4% еще испытывают трудности в этом вопросе.
Используемая литература:
1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях»
2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»
4. Интернет – ресурсы. Журнал «Обруч», «Дошкольное воспитание».