Наталья Климова
Проект по формированию навыков безопасного поведения и обеспечение общественной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок».
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема: «Пожару – НЕТ!»
п. Сатис
2019 г
Содержание проекта
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по формированию навыков безопасного поведения и обеспечение общественной безопасности» размещена в разделах
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
1 этап. Целеполагание.
Цель проекта : Дать детям начальные знания по пожарной безопасности. Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.
Проблемная ситуация:
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.
Вид проекта : краткосрочный, информационно-исследовательский.
Время реализации проекта : 25.11.16г. -6.12.16г.
Участники проекта : дети – педагоги – родители.
Цель проекта : формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта :
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения,
Воспитывать в детях уверенность в своих силах,
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Познакомить с историей возникновения огня.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности дошкольников.
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Целевые ориентиры
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;
2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;
3. Умение четко называть свой адрес;
4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
6. Знать о профессии пожарного;
7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
9. Расширение кругозора детей, словарного запаса,
10. Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности,
11. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап:
1. Провести опрос детей.
2. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.
3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал.
4. Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
Основной этап:
Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
Заключительный этап:
Познавательно-конкурсная программа «Пожарная безопасность»
Конкурс стихов
Формы организации деятельности по проекту
Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область: Задачи и формы : Интеграция
образовательных
областей
Познание Формирование целостной картины мира:
1.«Человеку друг огонь - только ты его не тронь!»
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
Развивать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
2.«Укрощение огня»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Задачи:
- проверить знания детей по правилам пожарной безопасности;
-познакомить детей с профессией пожарного: качествами, которыми должны обладать пожарные, условиями их работы, с орудиями труда; учить ценить мужество и героизм людей этой профессии;
- рассказать о средствах пожаротушения, используемых в детском саду;
- дать представления о противопожарных знаках, объяснить их значение;
- развивать связную речь, умение думать, рассуждать.
Познавательно исследовательская деятельность:
«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»
Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
Коммуникация Пересказ рассказа Л. Толстого “Пожарные собаки”
Цели: продолжать формировать у детей осознанное отношение к пожарной безопасности; пополнять знания о пожарной службе и помощниках пожарных – служебных собаках.
Задачи:
Образовательные: развивать связную речь; учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст; учить подбирать по смыслу определения слова, близкие и противоположные по смыслу; обогащать и активизировать словарь; формировать умение воспринимать литературный текст.
Развивающие: развивать логическое образное мышление; умение формировать свои мысли; совершенствовать монологическую речь.
Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Безопасность,
Коммуникация,
Социализация
Самостоятельная деятельность детей
Дидактические
игры «Что пригодится при пожаре?»
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
«Диалоги по телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
«Знаки пожарной безопасности»
Игровая задача: научить детей правильно называть знаки пожарной безопасности.
«Лабиринт»
Игровая задача: развивать умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.
«Огнеопасные предметы»
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением огнеопасных предметов.
Сюжетно-ролевые игры
«Мы пожарные»
Цель:
1. Воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.
2. Закреплять и углублять интерес детей к профессии пожарный, спасатель, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители.
3. Формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.
4. Помочь детям осмысливать правила поведения.
5. Развивать творческое воображение.
Игра – эстафета
«Спасение малыша»
Игровая задача: воспитывать у детей смелость, ловкость, внимательность, взаимопомощь.
Изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, на пожарную тематику)
Чтение художественной литературы Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание иллюстраций по пожарной тематике)
Взаимодействие с родителями
Консультации:
«Пожарная безопасность»;
«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
Конкурс рисунков «придумай загадку-нарисуй отгадку».
Итог реализации проекта :
В конце реализации проекта была проведена познавательно-конкурсная программа «Пожарная безопасность» которая показала, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через продуктивную деятельность (рисование).
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - ООО «ТЦ Сфера», 2005.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
4. В. А. Степанов «Азбука в загадках».
5. С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
6. Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».
7. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
8. К. Чуковский «Путаница».