Лиляна Ленаровна Хасьянова
Проект по формированию финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области
Проект
по формированию финансовой грамотности
«В стране финансов»
Л. Л. Хасьянова воспитатель
МБДОУ д/с «Солнышко» с. Сенцово
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I Введение
1 Актуальность проекта
2 Продолжительность проекта
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
3 Участники проекта
4 Цель и задачи проекта
5 Предполагаемый результат проекта
II Содержание этапов проекта
1 Подготовительный
2 Организационный
3 Деятельностный
4 Рефлексивный и заключительный
I Введение
Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство
А. Бертольд
Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений, накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному обучению и развитию, к необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века. В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Нельзя допускать, чтобы у детей складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье берутся денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению
к финансам именно в семье. Чтобы получить результаты, необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить
отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность проекта
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами
являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей
дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что- то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как
с источником получения заработной платы, а так же знакомство детей с деньгами. Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности в нашем проекте "В стране финансов" может разворачиваться не только в регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
1. Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь-ноябрь 2021г.)
2. Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
3. Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк»,, «зарплата», «карта» и др. ;
Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
4. Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления об экономических понятиях: "труд" и "продукт труда", "деньги", "товар", "банк" и др.
Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям.
Оптимизация сотрудничества с родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
II Содержание этапов проекта
1. Подготовительный этап: сентябрь 2021 г.
• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов;
• подбор программно-методического обеспечения по данной теме;
• подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Организационный этап: октябрь 2021 г.
• Разработка содержания проекта «В стране финансов»;
• планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
• социологический опрос родителей. Анкета "Мой ребенок и финансовая грамотность" (Приложение 1)
• разработка конспектов занятий, презентаций по теме "Финансовая грамотность";
• организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
• изготовление дидактических игр и пособий.
3. Деятельностный этап: октябрь-ноябрь 2021 г.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Беседы "Что такое деньги?", "Весы. Их использование"
• Отгадывание загадок о профессиях и труде (Приложение 2)
• Чтение художественной литературы: рус. -народ. сказки "Как старик корову продавал", "Колосок", "Мороз Иванович", Б. Захондер "Портниха", С. Маршак "Почта", С. Михалков "А что у вас?", "Дядя Степа"
• Свободное творчество: рисование на темы: «Магазин моей мечты», "Кем быть? Нетрадиционная техника рисования монет в технике "Фронтаж"
• Просмотр мультфильмов: "Кем быть?", "Сказка про лень"
• Сюжетно-ролевые игры "Магазин игрушек", "Парикмахерская"
• Дидактические игры: "Я- покупатель", "Птичий базар", "Домино"
• Подвижные игры "Пожарные на учении", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем"
• Экскурсия по детскому саду "Профессии в детском саду"
• Занятия по формированию финансовой грамотности- Конструирование в технике оригами "Кошелек", Рисование "Деньги для Кота Матроскина"
• Викторина "В банке" (с использованием интерактивной доски)
• Оформление совместно с родителями фотостенда "Родители на работе"
• Консультация для родителей "Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
4. Рефлексивный и заключительный этапы: ноябрь 2021 г.
• итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
• презентация проекта.
• оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей (законных представителей).
Деятельностный этап проекта
Беседа "Что такое деньги?"
Цель: ознакомление дошкольников с деньгами.
Задачи:
- углубить знания детей о деньгах, учить обращаться с деньгами правильно;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас по теме (деньги, товар, зарплата);
- воспитывать расчётливость и бережливость.
Оборудование: старинные и современные монеты, купюры.
Ход беседы:
- Ребята, почему так говорят?
1. Копеечка к копеечке — рубль набегает.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Денежки труд любят.
4. Деньги дело наживное.
5. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
- Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и как их нужно тратить.
- А зачем нужны деньги?
- Купить или продать товар – это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно – назовёт цена товара. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.
- Что можно приобрести за деньги?
- А вы знаете, когда появились первые деньги?
- Люди придумали деньги ещё в глубокой древности. Пользоваться ими оказалось удобно, и их стали называть одним из величайших изобретений. Но раньше деньгами служили не монеты и не бумажные деньги, а предметы: морские раковины, сушёная рыба, а потом стали появляться золотые и серебряные монеты, а позже - и бумажные деньги.
- Посмотрите на монету. Чем отличается каждая сторона?
- В разных странах используют разные денежные средства. Вы знаете, какие в России деньги?
- В России денежные средства: рубль и копейка.
- А откуда берутся у людей деньги?
- Люди зарабатывают деньги.
- Это называется зарплата, то есть плата за работу. Зарплата пополняет доход семьи.
- Как вы думаете, бюджет семьи состоит только из доходов или из доходов и расходов?
- Бюджет семьи состоит из доходов и расходов.
Речевая игра «Доход – расход» (нужно дать верный ответ).
1. Мама получила зарплату — доход.
2. Бабушка заболела — расход.
3. Выиграла приз — доход.
4. Потеряла кошелёк — расход.
5. Продала бабушка пирожки — доход.
6. Заплатили за квартиру — расход.
7. Нашла монетку — доход.
8. Купили куклу — расход.
- Как люди должны тратить деньги?
- Люди должны тратить деньги экономно.
- Сейчас вы не работаете, а посещаете детский сад. Деньги зарабатывают ваши родители. Поэтому нужно экономно расходовать деньги только на что-то нужное, а не тратить их зря. Заработать деньги трудно.
- Давайте с вами рассмотрим деньги: рубль и копейку. Что на них изображено?
- На рубле изображено…
- На копейке изображено…
- Чем отличаются рубль и копейка?
- Рубль отличается от копейки…
- Найдите на монетах лицевую и обратную сторону, ребро.
- Какие денежные единицы вы знаете?
- Это рубль, копейка, доллар, евро
- Что такое зарплата?
- Это деньги за работу.
- Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. С ними нужно обращаться экономно и не тратить зря.
Беседа "Весы. Их использование"
Цель:
Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы
Задачи:
-Закрепить счет до 5,сравнить вес «денег» 5больше чем 1,2,3,4.
- Формировать представление детей о весе предметов и сравнении их путём взвешивания на ладонях;
- Обозначать результаты сравнения словами: тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче.
Оборудование: три мешочка одинаковых по размеру, но разных по тяжести и цвету. Изображения гномов, изображение весов. Весы с двумя чашами, цифры с разным весом.
Ход беседы:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли три гномика. Гномы очень любят трудиться. Они добывают в шахтах под землей разные красивые камешки. Обычно они носят их домой в мешочках. Но вот мешочки у них разной тяжести: один - тяжелый, а другой - полегче, третий - совсем легкий. Чтобы не уставать, они все время меняются мешочками, пока идут. Но вот беда: сели они отдохнуть, мешочки поставили рядом и забыли, где самый тяжелый, где полегче, где самый легкий. Ведь мешочки наполнены все доверху. Давайте им поможем? Как вы думаете, как помочь гномикам? (ответы детей)
Воспитатель показывает детям 3 мешочка. Они могут быть заполнены камушками, пластмассовыми мячиками и ватой. Внешне трудно определить какая ноша тяжелее. Дети «взвешивают» мешочки на руке и говорят, ориентируясь по своим ощущениям, какой мешочек легче, а какой тяжелее. Упражнение повторяется несколько раз.
- Ребята, мы знаем, что одни предметы могут быть тяжёлыми, а другие лёгкими. Это зависит от того, какого предметы размера и из чего они сделаны. Когда мы говорим» тяжёлый» или «лёгкий», мы говорим о весе предметов. А как нам узнать, на сколько точно они различаются? (ответы детей)
В. : правильно, ребята, для этого нужны весы!
Но вы, наверное, устали? Давайте немного поиграем с гномиками!
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Гномы вышли погулять (ходьба на месте)
Натянули колпачки (движение похожее на надевание колпачка,
Закрыли дверцы на крючки («запираем» дверь).
По лесу весело шагали (ходьба на месте,
Громко хлопали, скакали (хлопки в ладоши).
В берлоге от шума проснулся медведь,
Начал он очень грозно реветь (идем как медведь).
Гномики от страха задрожали
И быстро домой к себе побежали (убегают на места).
Затем воспитатель знакомит детей с историей возникновения весов и вспоминают какие весы они уже видели
Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом различным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих же было много шёлковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товара, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который продавали или покупали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара.
В. : посмотрите, у нас есть весы с двумя чашами. Давайте взвесим наши мешочки и проверим, правильно ли мы определили, какой из них самый тяжелый? (Дети кладут на чашу весов мешочки и делают выводы)
А теперь давайте взвесим наши цифры, цифра 5самая тяжелая, но если на весы положить на другую чашу 2 и 3 то чаши будут ровно стоять. Значит по значению они одинаковые. Т. Е если мы хотим купить куклу мы можем дать 5р одной монеткой, или двумя монетками 2 и 3 .
Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания верно. Все старались и были внимательны! А что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей).
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: Формирование у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская».
Задачи:
- Учить детей принимать на себя роль и отражать в игре разнообразные трудовые действия, используя инструменты и атрибуты.
-Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевые диалоги.
- Формировать умение, играть по собственному замыслу.
- Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.
Оборудование: зеркало, фен, расчески, ножницы игрушечные, заколки и зажимы, журналы с образцами стрижки, использованные флаконы от лака, шампуни, резинки для волос, игрушечная машинка для стрижки волос, «деньги», карты, телефоны.
Роли:
• парикмахеры
• клиенты
• администратор
Ход игры:
В. : -Ребята посмотрите какая у меня красивая коробка. Вам интересно, что в ней лежит? Давайте посмотрим. (воспитатель достаёт, показывает детям).
Фен, расческа, ножницы, фартук, щипцы, накидка. Людям, какой профессии нужны все эти предметы?
Верно, все эти предметы нужны для работы парикмахеру.
А что делает парикмахер?
Д. : Парикмахер стрижет, делает прически, укладывает волосы, красит волосы. Феном сушат волосы, расческой расчесывают волосы, ножницами подстригают волосы.
В. : где работает парикмахер?
Д. : в парикмахерской
В. : А кто еще работает в парикмахерской?
Д. : администратор
В. : Что еще делает администратор?
Д. : Отвечает на звонки, записывает клиентов
В. : А как называют человека, который пришел в парикмахерскую?
Д. : Клиент
В. : А скажите, пожалуйста, какие правила надо соблюдать в парикмахерской?
Д. : Не кричать, дожидаться своей очереди
В. : Вы хотите поиграть в парикмахерскую?
В. : Что бы начать нашу игру, нужно договориться, кто кем будет в игре, и что вы будете делать.
Р. : Я - буду администратором, буду отвечать на телефонные звонки раздавать визитки и рассчитывать клиентов приглашать и провожать клиентов
Р. : Я клиентом хочу сделать новую прическу.
Р. : Я буду парикмахером. Я буду делать прически, постригать клиентов.
Р. : Я буду мамой, и моего ребенка нужно будет подстричь.
В. : Я тоже буду клиентом. Я буду общаться с администратором по телефону. Вот мы распределили роли, теперь необходимо занять свои игровые места. Парикмахер и администратор проходите в нашу парикмахерскую.
А. : Проходите, присаживайтесь попрошу немножко подождать сейчас мастер вас пригласит.
П. : Проходите. Здравствуйте. Как вас зовут? Чтобы вы хотели сделать?
К. : Здравствуйте. Меня зовут Маша я ба хотела покрасить волосы.
П. : Какой цвет сейчас я все приготовлю одену прелину разведу краску.
Красит волосы смывает краску наносит бальзам чтобы волосы были красивыми, вытирает полотенцем, сушит феном расчесывает провожает к администратору для расчета.
А. : Проходите следующий. Вам понравилась прическа? я очень рада что вам понравилось. Оплатите 5 рублей. Деньги по карте? Дает сдачу. Приходите к нам еще вот наша визитка с номером телефона звоните и записывайтесь. Угощайтесь конфеткой. Всего доброго!
П. : Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Как вас зовут? Что вы желаете? Подстричься или сделать прическу?
К. : Я хотела бы сделать новую прическу. Есть ли у вас журналы с новыми прическами? Да, вот журналы с новыми прическами.
П. : Проходите, пожалуйста, я подберу прическу по вашему желанию.
А. : Алло, здравствуйте! Разговор по телефону
К. : Алло, здравствуйте! Я хотела записаться к мастеру на стрижку это возможно?
А. : Конечно. Завтра вас устроит?
Клиент: Да, во сколько нам подойти?
А. : Сейчас я вас запишу. Как вас зовут?
К. : Меня зовут Светлана.
А. : Очень приятно Светлана. Завтра вы можете прийти в три часа? Я записала, приходите, мы вас ждем.
К. : спасибо, обязательно придем.
А. : Уже пять часов парикмахерская закрывается.
В. : А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра парикмахерская снова откроется, и будет ждать своих клиентов. А какие у нас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры.
В. : Ребята, вам понравилось играть в такую игру? Что понравилось? Чем там занимаются люди? Кто приходит в парикмахерскую и для чего? Какие вы выполняли роли? Что делали? Что вам понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Хотели ба вы поиграть еще?