Елена Сиротенко
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию финансовой грамотности . Подготовительная группа
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:
• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
• принципы реализации проекта;
• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
• сроки и этапы реализации проекта;
• управление и обеспечение проекта;
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности „Юный финансист“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
• планируемые мероприятия в рамках проекта;
• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт
участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
• дети подготовительной группы;
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели (16 - 20 декабря)
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Предполагаемые результаты
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Понедельник:
• Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
• Демонстрация презентации «История денег»
• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
• НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
• Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Вторник:
• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
• НОД «Доход семьи»
Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
• Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
• Д / и «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Среда:
• «Презентация семейный бюджет»
• Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
• НОД «Путешествие денежки»
• Д / и «Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Четверг:
• Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
• Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»
• Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки
• Д / И «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Пятница:
• Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»
• Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
• «Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
• НОД «Путешествие в страну Экономика»
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость,расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и др.
• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности