Приложение МААМ

Проект по формированию целостной картины мира «Что я для природы, и что природа для меня» для реализации с детьми 5–6 лет

Ольга Ильичева
Проект по формированию целостной картины мира «Что я для природы, и что природа для меня» для реализации с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Ильичева О. В.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Вид проекта : фронтальный.

Срок реализации : 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Цель: формировать у детей экологические знания и представления, интерес к природе.

Задачи:

Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Публикация «Проект по формированию целостной картины мира „Что я для природы, и что природа для меня“ для реализации с детьми 5–6 лет» размещена в разделах

Формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

• Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды, познавательный интерес, желание наблюдать;

• Заложить основы экологической грамотности у детей и родителей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней;

• Привлекать родителей к совместной деятельности;

• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Актуальность:

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, в предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы, экосистем региона и страны в целом.

Важно найти интересующую тему, создать условия для достижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

К счастью дети этого возраста задают много различных вопросов на интересующие их темы. И оказывается, что вопросы о природе, об экологии, об окружающей их действительности находятся на первом месте. Им хочется знать все, но не просто услышать однозначный ответ воспитателя или родителя, они требуют доказательства, разъяснения, демонстрации. Именно дети помогли определиться с темой проекта.

Стратегия реализации проекта

Этапы проекта :

I этап – подготовительный

1. Показ детям научно-познавательного фильма «Живая планета» с целью вызвать живой интерес и побудить задавать вопросы по увиденному.

2. Анкетирование родителей «Что я для природы и что природа для меня» с целью выявить отношение родителей к данной проблеме.

3. «Круглый стол» с показом фрагмента документального фильма ВВС из цикла «Живая планета» с целью привлечь родителей к участию в проектной деятельности, ознакомить с целями и задачами данного проекта, выслушать мнения и предложения родителей по реализации проекта.

4. Подбор литературы, материалов, оборудования для реализации проекта.

II этап – основной (формирующий)

ОКТЯБРЬ

Мероприятия и события с детьми :

1. Беседа «Что такое природа». Цель: выявить знания детей о том, что такое природа, какая она бывает, что включает в себя живая и неживая природа; подвести детей к понятию «экология», что она изучает и для чего.

2. Наблюдения за объектами живой и неживой природы (ежедневно). Цель: расширить и углубить знания детей об особенностях, строении, пользе и т. д. наблюдаемых объектов; развивать внимание, речь, умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе и друг к другу.

3. Непосредственная образовательная деятельность «Что у нас под ногами?» (интеграция познавательной, коммуникативной и продуктивной деятельности). Цель: формировать представления детей о многообразии природных объектов, о взаимосвязях и взаимозависимостях между ними; активизировать речь детей, пополнять словарный запас; формировать умение детей изображать на листе бумаги объекты живой и неживой природы во взаимосвязи (почва, воздух, вода, трава, насекомые, черви, птицы и др.)

4. Беседа «Наша кормилица – земля!». Цель: уточнить и углубить знания детей о том, что такое почва, из чего состоит, как называется самая плодородная почва, какие в ней обитают животные и какую они приносят пользу, как растения сохраняют почву, какое значение имеет почва для людей.

5. Чтение: В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Синичкин календарь. Октябрь», М. Пришвин «Золотой луг», Т. А. Шорыгина «Осенний лес», «Приметы осени», «Украшение земли», «Желтая рябинка», «Божья коровка». Цель: формировать у детей материалистическое миропонимание, основы представления о мире природы через красоту и образность художественного слова, обогащать словарный запас детей.

6. Дидактическая игра «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?» (насекомые). Цель: закреплять, обобщать и систематизировать представления детей о насекомых, их передвижении, питании, строении, образе жизни, пользе для природы, активизировать речь.

7. Речевая логическая задача «О чем рассказал ежик?» Цель: развивать логическое мышление, память, активизировать речь детей, систематизировать знания об анабиозе животных.

8. Календарь природы (отмечаются изменения каждый день). Цель: развивать наблюдательность, учить выделять признаки изменений в природе, погоде, воспитывать чувство ответственности, трудолюбие.

9. Организация труда детей в природе. Цель: формировать у детей понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное и нужное занятие, воспитывать желание участвовать в труде, работать в коллективе, сообща, развивать волевые усилия, учить правильно пользоваться инвентарем.

10. Познавательный рассказ «Этот удивительный мир растений» (предложенный Т. А. Серебряковой). Цель: создать у детей точное, конкретное представление о мире растений, их значении для людей и животных, благоприятно воздействовать на эмоции и чувства детей.

11. Тематическая прогулка-поход «Мы в походе – новички!» Цель: формировать у детей представления о туристическом походе, совершенствовать двигательные навыки, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Работа с родителями:

«Семейный архив» - семейные фотографии на тему «Отдыхаем, не вредя!» (в лесу, в парке, на даче)

Акция «Посади дерево» (на участке детского сада)

Оформление информационного стенда «Учимся у природы»

Консультация «Как с пользой провести выходные дни»

Акция «Трудовой десант» (родители – дети – педагоги)

НОЯБРЬ

Мероприятия и события с детьми :

1. Ведение календаря природы (ежедневно).

2. Наблюдения за объектами живой и неживой природы (ежедневно).

3. Тематическая прогулка «Экспедиция. Охотники за минералами». Цель: познакомить детей с некоторыми разновидностями камней, их свойствами, развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, учить ориентироваться на местности, пользуясь элементарной картой, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, трудолюбие.

4. Беседа «Как сохранить воздух чистым». Цель: обобщить знания детей о свойствах воздуха, подвести к выводу, что чистый воздух необходим и людям, и животным, и растениям, выяснить, что необходимо делать людям, чтобы воздух в городе становился чище.

5. Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет с мусором?» (дети совместно с воспитателем закапывают на участке огрызок от яблока, фантик от конфеты и полиэтиленовый пакет в 3 разные ямки, отмечают табличками с условными обозначениями, чтобы весной раскопать и сделать соответствующие выводы о том, что произошло с мусором).

6. Непосредственная образовательная деятельность «Экологические знаки» (интеграция познавательной, коммуникативной и продуктивной деятельности). Цель:

7. Чтение: Т. А. Шорыгина «Земля – наш общий дом!», «Ветерок», В. В. Бианки «Синичкин календарь. Ноябрь»

8. Придумывание историй «Как я спас птичку». Цель: развивать творческое воображение, учить грамотно строить предложения, активизировать речь детей, вызвать чувство сопереживания и чувство удовлетворения от разрешения ситуации.

9. Беседа «О связи неживой и живой природы». Цель: уточнить и углубить знания детей о связи неживой и живой природы, активизировать речь детей, память, учить делать выводы, подвести к пониманию того, что сломав одно звено этой невидимой цепочки, можно оборвать всю цепочку.

10. Дидактическая игра «Выложи узор». Цель: развивать умение детей выкладывать узоры из природного материала (ракушки, камни, семечки и др., развивать мелкую моторику рук, воображение.

Работа с родителями:

Изготовление кормушек для птиц из сломанных детских стульчиков, из деревянного ящика.

Акция «Птичье меню»

«Круглый стол» на тему «Глобальная проблема – мусор» (обсуждение проблемных ситуаций, выбор необходимого и оптимального решения, внедрение его в практику работы с детьми)

Поиск народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки о бережном отношении к природе)

Конкурс на лучшую листовку «Сделаем наш город чище!»

ДЕКАБРЬ

Мероприятия и события с детьми :

1. Ведение календаря природы (ежедневно)

2. Наблюдения за объектами неживой и живой природы (ежедневно)

3. Беседа «Крылатые помощники». Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах, особенностях передвижения, питания, размножения, гнездования, о том какую пользу они приносят, воспитывать заботливое отношение к птицам.

4. Чтение: Т. А. Шорыгина «Гнездо», «Снегири», «Синица», «Сказка на стекле», «Снежинка-балеринка», «Родник», В. В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь», «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», М. Пришвин «Беличья память», Г. Скребицкий «Воришка», Н. Сладков «Синичка необыкновенная».

5. Непосредственная образовательная деятельность (интеграция познавательной, коммуникативной, двигательной и продуктивной деятельности). «Сказка о дереве». Цель: уточнить знания детей о деревьях (дуб, береза, клен, ель) и их отличительных особенностях, закреплять умение различать и называть семена деревьев, подвести детей к пониманию значения деревьев в жизни животных и человека, воспитывать бережное отношение к деревьям.

6. Беседа «Возможна ли жизнь без воды?». Цель: систематизировать знания детей о воде, ее свойствах и превращениях, подвести детей к пониманию того, что жизнь на земле не возможна без воды, выяснить, что необходимо делать людям или наоборот не делать, чтобы сберечь чистую воду.

7. Опытно-экспериментальная деятельность «Какую форму может принять вода». Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.

8. Тематическая прогулка «Встреча в зимнем лесу» (по территории детского сада). Цель: закрепить знания детей о характерных признаках зимы, формировать представления о жизни птиц зимой, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, выяснить, чьи следы обнаружили на снегу.

9. Дидактическая игра «Разложи карточки». Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных, учить детей слушать и не перебивать товарищей.

10. Речевая логическая задача «Кто где зимует?». Цель: развивать логическое мышление, память, закреплять знания детей о том, как и где зимуют различные животные, а также, как готовятся к зиме.

11. Прогулка-«трудовая акция» «Помощь младшим под силу старшим». Цель: формировать умение самостоятельно организовывать коллективную деятельность, способствовать проявлению радостных чувств, в связи с участием в общем деле – помощь в уборке от снега участка младшей группы.

Работа с родителями:

Консультация «Играя, познаем природу» (информировать родителей о том, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу).

Консультация «В природе ничто не исчезает бесследно!»

Конкурс рисунков (родители совместно с детьми) «Мой красивый, чистый город!»

Оформление информационного стенда «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»

III этап – заключительный

1. Открытый показ непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в экологию» (интеграция познавательной, коммуникативной, продуктивной и двигательной деятельности). Цель: выявить уровень усвоения экологических знаний и представлений; формировать интерес к природе; закреплять знания о многообразии природных объектов; систематизировать знания детей о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы; закреплять навыки экологически грамотного поведения в природе; активизировать речь детей, развивать диалогическую речь; обогащать двигательный опыт детей, развивать умение ориентироваться в пространстве и мелкую моторику; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и ко взрослым.

2. Создание иллюстрированной книжки «Правила поведения в природе».

3. Создание предметной модели «Экосистема луга» (совместно с родителями).

4. Оформление газеты (коллаж) «Какую пользу мы можем принести планете».

5. Презентация проекта на педагогическом часе.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Поможем медвежонку» для детей второй младшей группыКонспект занятия по формированию целостной картины мира «Поможем медвежонку» для детей второй младшей группы ель: Закрепить знания о животных, живущих в лесу. Задачи: 1. Закрепить умения различать животных, живущих в лесу; 2. Уточнять представление.

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира «Новый год идет по миру» Тема: Новый год идет по миру. Цель: формировать представления о празднике новый год, Задачи: •Обогащать представления о праздновании Нового.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы «Наша Родина — Россия» Программные задачи: • Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе. • Систематизировать знания детей о символике.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери»Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери» Цели занятия:- выражение любви и уважения к матери; - поддержать бережное отношение детей к своей маме; Задачи:-формировать уважительное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Профессия эколог» Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Профессия эколог». Цель: познакомить с профессией эколог. Задачи: 1. Обучающия. Дать.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка» Конспект ООД — познавательное развитие (формирование целостной картины мира) с детьми младшего возраста. Тема: «Осенняя пргулка» Программное.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Что растёт в нашем лесу» Ход ОД 1. Организационный момент - Дети, сегодня я вам расскажу о лесе. Послушайте стихотворение: С. Погореловский Лес. Здравствуй лес, дремучий.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с театром» Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с театром» Цель: - обогащать.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с РАС по формированию целостной картины мира по теме «Обувь» .

Занятие по формированию целостной картины мира дошкольников 4–5 лет «Наши помощники — органы чувств» НАШИ ПОМОЩНИКИ. Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Оборудование: «чудесная коробочка» (с дырочками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию целостной картины мира «Что я для природы, и что природа для меня» для реализации с детьми 5–6 лет
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 16:57
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию целостной картины мира «Что я для природы, и что природа для меня» для реализации с детьми 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ильичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД