Алла Самошкина
Проект по физическому развитию «Чтоб здоровым быть и развиваться, нужно физкультурой, спортом заниматься!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети старшей группы №3, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
В ФГОС ДО отмечена важность решения следующей из задач: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Проект по физическому развитию „Чтоб здоровым быть и развиваться, нужно физкультурой, спортом заниматься!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, лазанье, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы и других нарушений в физическом развитии; причиной замедления двигательного развития, понижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок с трудом осваивает или вовсе не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.
Только длительное и систематическое применение физических упражнений общего и специального характера, нарастающая тренированность, адекватная его функциональным возможностям, в конечном итоге могут обеспечить адаптацию организма к нагрузкам, способствовать всестороннему развитию дошкольников, а в дальнейшем успешному занятию спортом. Также двигательная активность помогает поддерживать иммунитет на высоком уровне, что сказывается на снижении количества заболеваний, это актуально для детей нашего детского сада.
Усвоение детьми основных навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре, подготовка к которой может начинаться уже в детском саду.
Цель проекта :
Сформировать мотивацию у воспитанников на сохранение и укрепление своего здоровья посредством соблюдения двигательного режима, занятия физкультурой, совершенствования умений и навыков в основных видах движений.
Задачи:
Разобраться во влиянии занятий физкультурой на здоровье.
Сформировать привычку к систематическим занятиям физкультурой.
Формировать представления о здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивать физические качества : быстроту, ловкость, гибкость, выносливость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
Формировать представления о значении физкультуры в жизни человека, познакомить с основными правилами занятием физкультурой, формировать умение устанавливать причинные зависимости - связь между здоровьем дошкольника и занятием физкультурой (Познавательное развитие).
Формировать эмоционально-волевое общение со сверстниками и взрослыми в ходе проведения спортивных упражнений и подвижных игр (Социально –коммуникативное развитие).
Формировать позитивное отношение к систематическим занятиям физкультурой (Социально – коммуникативное развитие).
Формировать знания зависимости здоровья от выполнения физических упражнений, полученных в результате собственного исследовательского поиска (Познавательное развитие).
Накапливать и обогащать двигательный опыт (Физическое развитие)
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе выполнения физических упражнений и спортивных игр (Социально –коммуникативное развитие).
Формировать умение использовать продуктивные виды деятельности для обогащения и закрепление содержания компонента ЗОЖ-двигательная активность (Художественно-эстетическое развитие).
Вид проекта :
Практико-ориентированный, краткосрочный, групповой.
Ожидаемые результаты:
Для детей: ответственное отношение к качественному выполнению основных движений; развитие активности, самостоятельности; воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры, самореализация, повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания, интереса к здоровому образу жизни, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный:
Выделение проблемы:
несистематическое занятие физкультурой и неумелое выполнение детьми основных движений может сказаться на результатах здоровья, участия в спортивных соревнованиях; следовательно, только через осознанное, качественное и добросовестное выполнение основных движений, занятия спортом можно добиться укрепления здоровья и отличных результатов в спортивных соревнованиях «Весёлые старты» между командами группы.
II этап – планирование проекта :
1. Совместно с воспитанниками определение цели проекта.
2. Планирование предстоящей деятельности с воспитанниками.
3. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с дошкольниками.
4. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями воспитанников по теме проекта.
5. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий; физкультурного оборудования и спортивного инвентаря.
III этап – реализация проекта :
1. Беседы: «Виды спорта», «Физкультура и спорт – здоровье и красота». (Приложение 1)
2. Анкета для родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье». (Приложение 2)
3. Консультация для родителей «О пользе физических занятий на свежем воздухе». (Приложение 3)
4. Проведение утренней гимнастики. (Приложение 4)
5. Непосредственно организованная деятельность по физическому развитию.
6. Прослушивание музыкальных произведений: Олимпийские марши, спортивные марши, физкультурные марши.
7. Использование дидактических игр: «Спортлото», «Спортмеморина», «Спорт зимой и летом», «Спортивная угадай-ка», «На зарядку становись». (Приложение 5)
8. Придумывание детьми своих физических упражнений для овладения основными движениями.
9. Сюжетно-ролевая игра «Спортивный клуб». (Приложение 6)
10. Подвижные игры на прогулке: «Кто дальше», «Попади в цель», «Догони».
11. Индивидуальная работа по закреплению качеств основных движений: прыжки на скакалке, ходьба по канату различными способами, забрасывание колец в кольцеброс, овладение работой с мячом, сбивание кеглей, прыжки разными способами и т. д.
12. Игры-загадки по теме проекта : «Правильно ли я выполняю физкультурное упражнение?», «Для какого вида основных движений необходимо определенное спортивное оборудование?».
13. Физкультурный досуг «Зимние развлечения».
14. Изобразительная деятельность на тему: «Мы здоровью скажем : «Да». (Приложение 7)
15. Создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников». (Приложение 8)
16. Создание папки-передвижки для родителей «Здоровый образ жизни в семье». (Приложение 9)
17. Создание папки-передвижки для детей «Основные слагаемые здоровья». (Приложение 10)
IV этап – презентация проекта.
Спортивное соревнование «Весёлые старты» между воспитанниками группы и их родителями.
V этап – рефлексия.
Совместный анализ проведенной дельности.
Обсуждение результата, действий каждого.
VI этап – проектирование.
В дальнейшем планируется продолжать развивать физические качества, накапливать и обогащать двигательный опыт детей в ходе других проектов.
Результаты проекта :
Систематическое занятие физкультурой, осознанное выполнение основных движений в различных ситуациях создало большие возможности для проявления детьми инициативы и творчества, свободы в применении движений и уверенных действиях в игровых ситуациях, помогло достойно выступить в спортивных соревнованиях «Весёлые старты».
Большой опыт двигательной активности получили все участники проекта. В процессе работы над проектом дети, родители и воспитатели стали ближе друг к другу, а полученные знания и умения помогли вызвать интерес и стремление к занятиям физкультурой, спортом.
Литература:
1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2009-2010;
2. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2005-2010;
3. Сборник подвижных игр. Методическое пособие; / Автор – составитель Э. Я. Степаненкова - М: Мозаика-Синтез, 2011;
4. М. А. Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М. : Мозаика – Синтез, 2000;
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под редакцией Н. Е. Вераксы и др. -М: Мозаика-Синтез, 2014.