Наталья Плехова
Проект по финансовой грамотности «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.);
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: интеллектуальная игра «Что, где, когда?».
Предполагаемые результаты
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта :
Сентябрь
1. Методическая и организационная подготовка проекта.
2. Диагностика уровня финансовой грамотности родителей.
3. Познавательная беседа: «Что такое деньги?».
4. Д/и «Хочу – надо».
Октябрь
1. Показ презентации на тему «История возникновения денег».
2. Д/и «Угадай, где продаются».
3. Экскурсия в магазин.
4. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» (раскрывается понятие товар).
Ноябрь
1. НОД «Поможем коту Матроскину открыть магазин».
2. Беседа о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание купюр «Деньги СССР».
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
4. Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».
Декабрь
1. Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
2. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
4. Рекомендации для родителей на тему «Финансовая грамотность».
Январь
1. Д/и «Кто, что делает?».
2. Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха» (раскрытие понятия «деньги»).
4. Разгадывание кроссворда на тему финансовой грамотности.
Февраль
1. Чтение отрывка из сказки Л. Толстого «Золотой ключик или приключения буратино» (представление о способах увеличения дохода).
2. Д/и «Магазин игрушек».
3. Беседа на тему «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Март
1. Чтение В. Пермяк «Для чего руки нужны».
2. Д/и «Что быстрее купят?».
3. Выставка совместного творчества детей и родителей «Моя копилка».
Апрель
1. Беседа на тему «Не все покупается и продается».
2. Д/и «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
3. Чтение Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены».
4. Интегрированное занятие по финансовой грамотности старших дошкольников «Приключение Умника и Торопыжки».
Май
1. Беседа на тему «Не все покупается и продается».
2. Создание мини – музея «Монетка».
3. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?». Цель: закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры.