Людмила Уварова
Проект по финансовой грамотности детей «История маленькой копилки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать знакомить детей с экономикой надо уже в детском саду. Дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках. Необходимо заложить у детей дошкольного возраста основы экономического образа мышления, осознание того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях…
Публикация «Проект по финансовой грамотности детей „История маленькой копилки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель проекта : Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Сформировать первичные экономические понятия;
2. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
3. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
4. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте, приобретение билетов в кинотеатре и т. д.).
Сроки проекта : октябрь 2019 года – май 2020 года
Итоговое мероприятие проекта : «Ярмарка поделок» (совместно с детьми и родителями).
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет,
• воспитатели группы,
• родители.
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей, экскурсии, а также использование ИКТ.
Этапы проекта :
1 этап – Организационный:
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «История маленькой копилки».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: «Ярмарка поделок» (совместно с детьми и родителями).
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Г. -Х. Андерсен «Свинья-копилка», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», С. Маршак «Кошкин дом», Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц Тема Программное содержание
Октябрь Чтение
«Свинья-копилка»
Г. -Х. Андерсен Чтение сказки Г. Х Андерсена «Свинья-копилка». Обсуждение с детьми проекта.
Беседа «Путешествие в прошлое денег»
(Презентация) Дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение.
Беседа «Копейка рубль бережет» Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам; Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Д/И игра «Груша-яблоко» Научить детей считать деньги и ресурсы; донести до детей, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Ноябрь Беседа «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет»; развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
Беседа «Доход и расход семьи» Раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «стипендия», «пенсия»; учить детей определять направления и источники доходов и расходов; устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.
Игровая ситуация «Путешествие с Монетной по стране Экономике»
Закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход; развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» Беседа с детьми о героях мультфильма, об их действиях.
Декабрь Беседа «Труд. Заработная плата. Профессии» Раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия»; уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях;; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью.
Беседа «Чем пахнут ремесла» Познакомить детей с трудом взрослых – ремесло, работа, профессия; Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем мире.
Беседа «Услуги и товары» Ознакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.
Д/И «Услуги и товары» Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Январь С/Р игра «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки» Учить детей планировать игру, подбирать атрибуты; продолжать обучение уметь распределять роли; самостоятельно развивать сюжет игры;
расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей;
способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Беседа «Бережное отношение к вещам» Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека; формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; учить детей приводить в порядок испорченные вещи.
Беседа «Правила поведения в магазине» Закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов; познакомить с правилами поведения в магазине; практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации; воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Беседа «Магазин. Виды магазинов»
Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов; учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.
Февраль Чтение
«Муха цокотуха» К. Чуковский Чтение сказки К. Чуковского «Муха цокотуха», обсуждение произведения.
Беседа «Сколько нужно человеку?»
(потребности человека) Сформировать у детей представления о материальных и духовных потребностях человека, развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, развивать мышление, внимание, речевую активность.
Д/И «Что угодно для души Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.
Рисование «Моя копилка» Предложить детям нарисовать свою копилку, в которую они складывают свои сбережения.
Март Беседа «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» Формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми; закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями; учить детей видеть хорошие качества своих товарищей.
Беседа «Выбираем подарок другу» Формирование дружеских взаимоотношений между детьми; Установление эмоционального контакта с детьми; Выявление у детей знаний о дружеских отношениях.
Чтение
«Кошкин дом»
С. Маршак Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом», обсуждение с детьми героев сказки, их поступки.
Д/И «Хочу и надо» Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Апрель Беседа «Веселая реклама» Закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда; развивать речевое творчество в процессе придумывания рекламы.
Д/И «Рекламный мешочек» (по типу «Чудесный мешочек») Развивать связную речь детей, умение сочинять короткие выразительные рекламные рассказы; развивать образную сторону речи (сравнение, сопоставление); воспитывать элементарный дух соперничества.
Д/И «Запланированная покупка»
Учить детей составлять «Список покупок»; Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок»; Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Чтение
сказка «Дюймовочка»
Г. -Х. Андерсен Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка», обсуждение с детьми героев сказки, их поступки.
Май Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (совместно с родителями) Познакомить детей с понятием ярмарка, создав выставку и атмосферу того времени.
Итоговое мероприятие
Ярмарка поделок (совместно с детьми и родителями) Учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.
Фотоотчет об использовании детьми накоплений из «Маленькой копилки»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: выявление отношения, запросов и ожиданий родителей экономическим представлениям дошкольников.
Вопросы для анкетирования:
1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?
А) да
Б) нет
В) не знаю
3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?
А) да
Б) нет
В) иногда
5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?
А) да
Б) нет
В) иногда
6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?
А) да
Б) нет
В) иногда
8. У Вашего ребенка есть копилка?
А) да
Б) нет
9. Читаете ли Вы педагогическую литературу?
А) да
Б) нет
В) иногда
10. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
В некоторых семьях планируется буквально всё : покупки, поездки, праздники, время завтраков, обедов и ужинов. Другие люди привыкли жить, не задумываясь о будущем, они спонтанно отправляются путешествовать, покупать, что хочется и когда захочется. Третьи увлеченно планируют, но их планы никогда не воплощаются в жизнь. В условиях кризиса тема планирования становится особенно актуальной.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА.
Существует два вида планирования: долгосрочное и краткосрочное. Обсудите всей семьёй, какие цели и желания есть у каждого из членов семьи, что из этого наиболее необходимо, что нужно в первую очередь, а что может подождать.
Например, в Вашей семье принято раз в год ездить отдыхать за границу, ради этого Вы можете отказаться от нового телевизора и посудомоечной машины. В другой семье иные приоритеты, и соответственно планирование будет отличаться.
Обсудите, какие доходы и расходы предстоят Вашей семье в ближайшем году.
Чем дети могут помочь родителям. Конечно, планы нужно осуществлять день за днем, а не откладывать в долгий ящик, но при этом важно понимать, что и планы могут нуждаться в корректировке в зависимости от ситуации.
ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ.
Делите доходы на несколько статей: на коммунальные услуги, средствасвязи, транспорт, еду, одежду и т. д. Крупные покупки планируйте заранее. Отдельно откладывайте деньги на будущее (например, обучение детей в институте, поездки).
Не стоит ограждать детей от темы денег. Они полноправные члены Вашей семьи, и хотят принимать участие в обсуждении денежных вопросов. Вы можете объяснить ребенку, как и на что тратятся деньги, откуда они берутся. Обучение ребенка финансовой грамотности можно начинать, как только Вы впервые возьмёте его в магазин. В будущем из ребенка, который осознаёт функции денег, вырастет взрослый, умеющий зарабатывать, копить и тратить деньги.
КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ.
Карманные деньги – собственность детей. Только на практике дети могут понять, как обращаться с деньгами. Позвольте им самим решать, на что тратить их деньги, но всегда будьте готовы помочь советом и личным примером демонстрируйте разумное отношение к деньгам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. https://dvah.ru/plan-konspekt-zanyatiya-starshaya-gruppa-na-temu-konspekt-zanyatiya-po-finansovoi.html
6. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
7. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/15164-osnovi-finansovoj-gramotnosti-u-detej.html
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/26/didakticheskie-igry-po-finansovoy-gramotnosti
9. https://ihappymama.ru/iq/skazki/svinya-kopilka-gans-hristian-andersen/