Юлия Тарасенко
Проект по финансовой грамотности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Юный финансист»
для детей 6 – 7 лет
Автор
Воспитатель:
Вечтомова С. Г.
г. Сарапул 2023г.
Введение.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне. Финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А ведь грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Проблема низкой финансовой грамотности у населения связана с тем, что обучение финансовой грамотности не входит в содержание программ образовательных организаций, в том числе и дошкольным.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, краткосрочный (16.11 2022г. -16.02.2023г.)
Актуальность
Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Так ли они важны? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект разработан соответствии с:
— Проектом распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг. ;
Проблема
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.
Цель: создание условий для формирования у воспитанников финансовой грамотности и понимание функции денег в современном мире.
Задачи:
1. формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)
2. формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт,деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
3. учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
4. рассказать об истории возникновения денег;
5. раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра», «банкнота», «пластиковая карта»;
помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
6. активизировать словарь детей.
Ожидаемые результаты по проекту :
По завершению проектных мероприятий дети могут:
— Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и
пр.).
— Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
— Получить представления о том, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд.
— Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
— Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
— Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
— Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Педагоги:
—Высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста
Родители (законные представители) :
—Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями
— Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.
Этапы проекта :
1 этап Подготовительный.
Метод трё х вопросов: что мы знаем? что хотим узнать? Где и как найдём ответы на вопросы?
Задача: изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- составление плана совместной работы с детьми;
- разработка конспектов НОД;
- подбор методической, художественной литературы;
- подбор иллюстративного материала.
- создание условий для организации развивающей среды.
— Подбор необходимого материала и пособий для практического обогащения проекта.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
2 этап – практический.
Задачи:
- планирование: определение воспитательно-образовательной работы, планирование деятельности участников проекта;
просмотр презентаций.
Формирование представления детей о деньгах, как главной ступени к финансовой грамотности.
Формы работы с детьми Формы работы с родителями
Чтение художественной литературы. «Откуда появились деньги».
«Почему все взрослые работают?»
Чтение сказки «Цветик – семицветик»
Экономические сказки. Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или «Как Миша стал бизнесменом». Родительский уголок. Консультация :"Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности"
Консультация "Правила карманных денег"
Демонстрация детям слайд- презентации «История денег» Познавательный маршрут «Банкомат»
Игровой практикум" Что такое деньги и откуда они появляются"
«Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги. «Использование интернет- ресурсов : «видеотеки мультфильмов по финансовой грамотности»
Работа с пособием:
Что такое товар? Что такое стоимость товара?
"Как научить детей
планировать финансы и бережно относиться к Деньгам"
«Семейные доходы и расходы».
«Хочу, надо»
«Учимся экономить семейный бюджет»
Беседа: «Что такое деньги? Купюра, монета. Банкнота, электронные деньги.»
«Что такое потребности?»
«Что такое труд?»
«Не все покупается» Организация мастер – класса.
Экскурсия "Где и кем работает папа, мама"
Организация экскурсий для детей.
3 этап
Задача: получение представлений о деньгах и как они выглядят (современные деньги и деньги разного времени жизненного периода людей)
Познакомить с понятие «хобби»
Презентация проекта :
Мастер – класс «Изучение истории по старинным монетам»»
Выводы
Подводя итог, можно сказать, что подобранные мероприятия с детьми помогли усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т. д., позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей
Актуальность создания проекта.
Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей : предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения.
Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
«Задержка в сроках реализации программы». Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».
Недостаток демонстрационного материала Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами по формированию экономического опыта детей. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только дать начало взаимодействию детей и родителей в сфере личных финансов, но и даст толчок для развития у дошкольников необходимых знаний в данной сфере, а родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности. Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Реализация проекта будет иметь позитивный воспитательный результат, способствовать включению детей в общественную жизнь и повысит уровень готовности к школе.