Анна Клиновицкая
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры «Воспитание любовью» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация педагогического проекта.
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К. Д. Ушинский определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой».
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры „Воспитание любовью“ (часть 1)» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…
Реализация педагогического проекта «Воспитание любовью» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.
Дошкольный возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности.
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры «Воспитание любовью» предназначен для воспитателей детских садов.
1. Условия возникновения и становления проекта
«Бутон розы может рассказать о жизни больше, чем все книги,
Младенец знает о жизни больше, чем все ученые,
Сердце матери отважнее всех храбрецов,
Чистое сердце мудрее всех мудрецов».
Монах Симеон Афонский
Слава Богу, сегодня дорога в нашу школу лежит через Храм, вот уже несколько лет как у нас появился духовный отец прт. Илия Власов. Мы ощущаем заботу, внимание школы и Храма, живем одной большой и дружной семьей, где посилились и живут взаимовыручка, миролюбие добролюбие, счастье, смех, где в воспитании неотъемлемой частью стали нравственность, духовность, уважение.
Если перевести слово педагог с греческого языка, то оно означает «ведущий ребенка». Мы являемся ведущими ребенка в мир, и какими путями мы его поведем, таким и станет наш человек, сегодня еще малыш, а завтра ученик школы, вуза. От того какое первое знакомство с миром произойдет у ребенка - это станет его основой жизни. Мы знакомим человека с тем, что хорошо, и что плохо, мы учим его рисовать, петь, мы закладываем основы всей жизни. Любить папу и маму, уважать старших, помнить историю. Но ведь этому учит нас православная вера любви и добродетели. Из этого и берет начало–нравственность. Проводя занятия с детьми, мы раскрываем всю красоту православного мира. Мы говорим о Боге как о творце всего живого и прекрасного на земле: о переливах рассвета, о чудесах искусства в снежинках, о мироздании, о неописуемой красоте совершенной гармонии. В подготовке к праздникам мы знакомимся с традициями православия, с ее уникальностью, любовью, безграничной заботой, наполнения души Божественной красотой.
Детские сердечки открыты они еще не столкнулись с жестокостью мира. И помочь им различить плохой поступок от хорошего, нравственный от безнравственного, заполнить душу ребенка миролюбием, искренностью, чувственностью, благоразумием, раскрыть таланты каждого дитя. Увидеть промысел Божий в душе маленького человека. Чем выше степень ученого, тем более великие он открыл тайны мироздания, тем более в нем растет вера в Бога, в его вездесущность, и все что происходит в нашей жизни все по промыслу Божию. Духовность и нравственность, заложенная в души самых маленьких наших детей - это и есть основа нашей жизни, и наше будущее.
Евангелие от Матфея 18:1-5.
Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие небесное.
Наш проект «Воспитание любовью» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Осуществляется проект посредством реализации программы по преемственности уровней образования дошкольного и начального общего образования совместно с общеобразовательной и Воскресной школой духовно-нравственного направления «Русь Златоглавая», авторами которой являются Н. Н. Копотилова, заместитель директора по УВР МБОУ «Панфиловская СОШ» и Т. В. Семененко, директор Воскресной школы при Храме свв. Мцц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии с. Панфилово Ленинск-Кузнецкого района.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей. Мы рассчитываем, что все противоречия должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
1.1 Обоснование актуальности проекта
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности – любовь к родителям, ближним и Родине. Религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность. Призывает к умению прощать, терпеть, уступать.
Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.
Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.
Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и
1.2 Цель и задачи проекта.
Цель: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи проекта.
Образовательные:
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
Развивающие:
-духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,
- понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- создание условий творческого развития;
- развивать и обогащать словарь детей.
Воспитательные :
- воспитание любви к Родине, семье;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
1.3 Основные принципы проекта.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания : отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Принцип природосообразности: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический : воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДГ, СОШ и В. Ш. на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принципы отбора содержания образования.
- Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
- Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
1.4 Основные направления проекта.
Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления :
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ОО;
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.