Татьяна Салимон
Проект по басням И. А. Крылова
▼ Скачать + Заказать документы
«Не всё сказки сказывать – будем басней радовать»
Вид проекта :
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По продолжительности: среднесрочный (четыре недели).
Авторы проекта : Салимон Татьяна Александровна - воспитатель
Хуснутдинова Екатерина Васильевна - воспитатель
2016 год
Структура проекта :
Актуальность:
Публикация «Проект по басням И, А, Крылова» размещена в разделах
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время - басни.
В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.
Цель:
формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.
Задачи проекта :
- учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;
- познакомить детей с баснями через драматизацию, художественную деятельность;
- учить понимать мораль басен; образный язык басен;
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений; - развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих; - стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные; - развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей; - познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами; - развивать умение создавать образ героя посредством использования костюма, жестов, мимики; - приобщить родителей к семейному чтению литературы; - обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
-выбор темы проекта;
- анкетирование родителей;
-постановка целей и задач проекта;
-подборка наглядного материала, мультипликационной продукции, музыкального сопровождения;
- подборка книг с иллюстрациями;
- подготовка атрибутов для драматизации;
- консультации для родителей.
Анкетирование родителей:
1)Читаете ли вы своему ребёнку книги?
2)Какие произведения вы читаете ребёнку? (перечислите)
3)Что больше нравится вашему ребёнку? (сказки, стихи, рассказы, прочее.)
4)Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
5)Каких жанров книги есть в библиотеке ребёнка? (перечислите)
Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.
План реализации проекта :
Срок исполнения Мероприятия Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности Ответственные
1неделя Анкетирование родителей с целью выявления предпочтений детей, жанров художественной литературы. Воспитатели
2 неделя Презентация «Что такое басня?»
Чтение и обсуждение басен И. А. Крылова.
Раскрашивание картинок по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей».
Просмотр м/ф по басням Крылова.
Лепка «Сова».
Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,
Книги с иллюстрациями, разных издательств.
Раскраски по теме.
СД «Басни Крылова» Воспитатели
2 неделя Посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» спектакль «Не всё сказки сказывать, будем басней радовать…» Воспитатели
Родители.
3 неделя Изготовление масок для инсценировок басен.
Вечер инсценировок басен.
Лепка по басне «Ворона и лисица».
Рисование по басне «Ворона и лисица».
Раскраски масок.
Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки», «Эмоции».
Пантомима «Узнай басню». Воспитатели.
4 неделя Сочинение басен и изготовление книжек-малышек.
Короткометражный фильм по басням Крылова. Чтение и обсуждение новых басен.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Воспитатели. Родители.
4 неделя Литературная викторина «Знаток басен». Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».
Пантомима «Узнай басню» Воспитатели.
Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Область Задачи
Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей.
Познание. Развивать любознательность, познавательный интерес.
Речевое развитие Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания.
Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.
Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.
Физическое развитие Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде. Воспитывать командный дух.
План осуществления проекта
Методы, использованные педагогами:
Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)
Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)
Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)
Интерактивные: (посещение интерактивного театра).
Виды детской деятельности, задействованные в ходе реализации проекта :
Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)
Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)
Двигательная: (подвижные игры)
Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная: (прослушивание)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (оригами)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Познавательно-исследовательская: (проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Совместная работа педагога с детьми Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.
Чтение: басни И. А. Крылова
Беседы: «Что такое басня?», «Лесть и похвала», «Непонятные слова», «Хорошие и плохие поступки».
Дидактические игры:
«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».
Речевые игры:
Отгадывание загадок, «Доскажи словечко».
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы артисты театра».
Подвижные игры:
«Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек».
Мультфильмы:
Союзмультфильм,1953г. По басням И. А. Крылова.
Музыкальные двигательные упражнения:
«Где мы были –мы не скажем, а что делали покажем…», пантомима «Узнай басню».
Драматизация:
Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки».
Наглядно-дидактические пособия:
Картинки к басням.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Мы артисты театра».
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».
Игровое оборудование:
Куклы би-ба-бо. Плоскостной театр.
Оборудование для самостоятельного творчества: трафареты, обводки, раскраски.
Музыкальные фонограммы по теме проекта.
Детская литература:
Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, А. Н. Толстого.
Заключительный этап работы:
Ожидаемый результат:
-оснащение развивающей среды в группе;
-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;
-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;
-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;
-активное участие родителей в реализации проекта;
-популяризация семейного чтения.
Рефлексия проекта (выводы) :
После завершения проекта дети приобрели следующие умения:
- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;
- объяснять смысл поступков, в том числе своих.
В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации, собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная задача по повышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, цель достигнута.
Продукт проекта :
Продуктом проекта является сочинение басен и изготовление книжек-малышек (совместное творчество родителей и детей).
Производство короткометражного фильма по басням Крылова.
Список литературы:
1. Веселый этикет / авт. Н. Е. Богуславская. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2002.
2. Занятия по культуре поведения с дошкольниками / авт. Николаева С. О. - Москва : Гуматнитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
3. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / авт. Майя Маханева. - Москва : Сфера, 2008. - Т. Серия Вместе с детьми.
4. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ авт. Лыкова И. А. Москва 2007.
5. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. / авт. Нищева Н. В – СПб. : Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
6. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / авт. В. И. Петрова Т. Д. Стульник. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / авт. Н. Е. Вераксы Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014.
6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / авт. В. В Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010.
7. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / авт. С. Р. Буре. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Театрализованная деятельность в детском саду / авт. Е. А. Антипина. - Москва : Сфера, 2009. - Т. Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ".
9. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-7 лет” / авт. Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф Горбуновой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007.