Светлана Черноногова
Проект «Песочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Песочный мир».
Вид проекта: познавательно-исследовательский (короткосрочный: 2 недели ноября)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Программное содержание:
• Пробуждение интереса занятия с песком.
• Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, ориентации в пространстве.
• Развитие познавательных процессов.
• Развитие речи, памяти, мышления.
• Развитие диафрагмального дыхания.
• Развитие лексико – грамматического строя речи.
• Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Публикация «Проект „Песочный мир“» размещена в разделах
• Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Актуальность проекта
Нарушение звукопроизношения является одним из наиболее распространенных проявлением речевой патологии. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Таких детей становится все больше. И задача педагога помочь таким детям влиться в социальную среду общества. Развитие ребенка с нарушением речи происходит с замедлением. И постепенно он все больше отстает от сверстников с нормально развитой речью. Таким образом важность и необходимость формирования у детей правильной речи, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: расширить знания детей о формах работы с песком, сформировать у детей эстетические чувства, способствовать формированию правильной речи, воспитывать чувства взаимопомощи, уважения.
Задачи проекта:
• ознакомить воспитателей с современной методической литературой по пескотехнике;
• провести цикл занятий и мероприятий по теме «Пескотехника как средство развития речи»;
• организовать выставку детских рисунков сделанных песком;
• ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
• разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми в песок;
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Песок»:
• провести заключительное мероприятие «Песочная страна» .
Необходимые материалы: песочница, цветной песок, радужный песок, кинетический песок, световой стол, кварцевый песок, набор игрушек по лексическим темам, коктельные трубочки, контейнеры для песка, пластиковые стаканчики.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; разработанные рекомендации для педагогов по «Пескотехнике»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Постройки из песка»; разработанные рекомендации для родителей «Песочные игры детей», «Развитие мелкой моторики».
Список литературы:
1. Гордеева Н. «Чудеса песочной страны». Дошкольное воспитание. 2011.№4
2. Жителева С. С. «Песочная терапия». Ребенок в детском саду. 2006.№4
3. Некрасова Е. «Играем с песком, водой, глиной».Дошкольное воспитание
2006.№6.
4. Стулова Г. «Огромный мир в зерне песка». Дошкольное образование.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
– Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Были поставлены цели данного проекта в соответствии с актуальностью проблемы.
– Подбор методической литературы для реализации проекта. За основу была взята программа «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы. Дополнительно взята книга Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке».
- Подбор наглядно-дидактического материала. Для детей были подобраны игры с песком. Художественная литература по теме проекта Т. М Грабенко «Песочная страна», Н. А. Елисеева «Волшебник Кукумба в песочной стране».
Репродукции картин с изображением песочных построек.
В группе была создана развивающая среда, которая состояла из песка 7 цветов, шаблонов картинок, светового стола для рисования песком, песочница с влажным песком, контейнеры с сухим песком, трубочки, палочки, наборов игрушек по лексическим темам: «Птичий двор», «Ферма», «Планета Марс», «Морское дно», «Лесные животные».
Основной этап
– ознакомление детей с художественной литературой: А. Сметанин «Мы на пляже вместе с мамой», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», З. Ямпольский «Я строю крепость-город». Загадки о песке.
– проведение бесед: «Как люди используют песок», «Песок и его свойства», «Разноцветный песок».
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация): «Песочные игры детей», «Развитие мелкой моторики».
проведение занятия: «Песочная страна».
рисование с детьми песком: «Осенние мотивы», раскрашивание шаблонов песком, рисование песком в стаканчиках.
- выдувание дорожек в песке.
выставка рисунков.
НОЯБРЬ
Мероприятия Ответственные
1. Познавательно-исследовательская деятельность:
- Опыт с лупой «Из чего состоит песок»;
«Свойства песка».
- Опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый»,
«Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);
- Проблемная ситуация «Где найти букву?»
- Опыт «Цветной песок» (окрашивание мелом); Воспитатель
2. Игровая деятельность:
- Упр. «Здравствуй, песок!», «Горка»,
«Дорожки в песке» (дыхательное)
- Д/и «Песочные ладошки»;
- Д/и «Кто спрятался в песке»;
- Упражнение «Нарисуй цветок». Воспитатель
3. Чтение художественной литературы:
- Чтение стихов о песке А. Сметанин
«Мы на пляже вместе с мамой», С. Кашлев
«Мы в песочнице играем»,
З. Ямпольский «Я строю крепость-город».
Загадки о песке. Воспитатель
4. Продуктивная деятельность
- Рисование картин при использовании песка
с детьми «Осенние мотивы».
Раскрашивание шаблонов песком,
Рисование песком в стаканчиках. Воспитатель
5. Коммуникативная деятельность
- Беседа «Как люди используют песок»,
«Песок и его свойства», «Разноцветный песок».
- Рассматривание картин и беседы по их содержанию. Воспитатель
Работа с родителями
Рекомендации для родителей «Песочные игры детей»,
«Развитие мелкой моторики"
Рекомендации для педагогов по «Пескотехнике»
Заключительный этап
проведение занятия: «Песочная страна».
Песочная страна.
Цель: дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрывать индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить социальную успешность, развитие связной речи.
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
* Формировать представления детей об окружающем мире.
* Активизировать и расширять словарь детей по теме " Город".
Развивающие:
* Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
* Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.
* Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
* Воспитывать чувство успешности и уверенности в себе.
* Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине, родному городу.
Ход занятия.
В: ребята, давайте поздороваемся с гостями. А чтобы было хорошее настроение, улыбнемся друг другу.
Сегодня я предлагаю вами отправимся в песочную страну. Но страна эта необычная – всюду песок. В ней нет домов, никаких других строений. Пустая, мрачная страна. Можно ли жить в такой стране? (В ней нельзя жить.) Что можно сделать, чтобы жизнь людей в песочной стране была удобной и радостной? (надо построить город).
А сейчас мы отправимся туда. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова.
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись.
А подует ветерок –
Через горы, на восток
Сможем мы перелететь,
Чтобы сверху поглядеть
На загадочные страны,
На моря и океаны.
Попадем в свою страну
На песчаную волну
И построим город наш.
Вот мы и попали в песочную страну. (дети встают около песочницы). Посмотрите на нее. Какая она? (пустая, серая, мрачная, без домов). Какой город вы хотели бы построить? (красивый, большой, много домов). Какие города нашей страны вы знаете? (Москва, Ярославль, Кострома, Иваново). Какой город вам знаком больше всего? (Иваново.) (Воспит. показывает слайд 1)
Что нам нужно, чтобы построить город? (план). Перед тем как построить город обязательно составляют план строящегося города. Посмотрите на план части города Иванова. (слайд 2). А это общий вид той же местности. (слайд 3). Мы будем создавать план песочного города вот на этой доске. (подхожу к доске и показываю рукой на нее.). Здесь есть деревья, дороги, тротуар, но нет самого главного. Что? (Домов, магазина, школы, больницы.)
План нашего города сделать не просто, потому все здания засыпала песчаная буря. (дети и воспитатель подходят к планшету. На нем насыпан песок, который покрывает вырезанные здания). Посмотрите какие барханы насыпаны. Надо аккуратно раскопать наши строения, чтобы не повредить их. (дети в песке ищут здания 8 шт.). Аккуратно пересыпаем песок между пальцев. Какой песок? (сухой, сыпучий, мелкий). Нашли? (да). Какие здания нашли? (дети называют то, что у них в руках.). Зачем нужны эти строения? (дети объясняют зачем нужны школа, больница, цирк и т. д. Кто, что раскопал, тот о том и говорит). Что с ними будем делать? (поместим на план. Дети крепят здания на доску.).
Полный наш план? (нет). Почему? (Не хватает домов). А найти их можно здесь. (Подходим к лоткам с песком). Но искать надо осторожно, руками трогать нельзя. Как будем искать? (надо подуть). Правильно подуем, но дуть будем в трубки, не сильно. (дети садятся каждый около своего лотка и дуют в трубки, появляются дома). Что вы раскопали? (дома). Посмотрите на них. Красивые они? (нет). А как сделать их красивыми? (надо разукрасить). Давайте посмотрим как выглядят дома города Иваново (слайд 4 с домами). Какие они здесь? (большие, разноцветные, панельные, узкие, высокие). А на этом слайде? (слайд 5) (красивые, двухэтажные). Тут они какие? (слайд 6 (одноэтажные, кирпичные, деревянные, маленькие). А теперь раскрасим наши дома. Но страна у нас песочная и раскрашивать будем чем? (песком). (дети садятся за стол.). Возьмем клей и нарисуем узор на домах. Подумайте какой у вас будет дом, с каким рисунком, окнами. Выберите цвет для своего рисунка. (дети рисуют клеем, посыпают песком). Молодцы. Какую красоту вы сделали. Куда поместим наши дома? (на план) (дети крепят дома на план).
Готов наш план? (да). Можно по нему строить город? (можно). Но сначало нам нужно немного размяться. (физкультминутка).
Перед строительством песочного города вспомним правила работы с песком (монтаж детей)
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стан чужих не разорять!
Песок мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была!
- С чего начнем строить? (построим дома.) Хорошо, но улицы у нас должны быть какими? (широкие, чтобы не мешались друг другу). Теперь строим что? (школа, магазин). Хорошо. Дальше что? (сад, цирк). Чтобы машины ездили, что нужно? (дорога). А как проедем через реку? (построим мост). Песок хорошо у нас лепится? (хорошо). А почему (потом что он сырой). Ну вот город мы построили, но что-то в нем не хватает. (памятников). В каждом городе есть свои достопримечательности. Посмотрите какие памятники есть в Иванове. (слайд 7) И в нашем песочном городе их не хватает. Что будем делать? (строить памятники). Хорошо, но наши памятники будут необычные, а разноцветные, песочные. У нас есть стаканчики и мы их будем заполнять цветным песком. Это будет основа для памятника – постамент. А вот какой у вас будет памятник решите сами и дадите название ему. (дети садятся за стол и наполняют стаканчики песком, выбирают фигурку, ставят в стаканчик. Потом расставляют в построенном городе и дают им название). Город мы построили, но какой-то он не живой. Как его оживить? (поселить жителей) (Воспитатель достает человечков, машинки из лего и дети их расставляют около своих построек).
Замечательный город получился. Теперь это не грустная, мрачная страна.
Строим мы за домом дом
И в жару, и в холод.
Как сейчас мы назовем этот новый город?
Ну вот город мы построили и оживили его.
А нам пора вернуться из страны назад. Давайте возьмемся за руки.
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись.
А подует ветерок –
Через горы, на восток
И вернемся мы назад,
В нашу группу и в наш сад.
Вот мы и вернулись из песочной страны.
- Чем мы сегодня с вами занимались? (строили город)
- О чем беседовали?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Давайте скажем нашим гостям досвидания, а нам пора идти в группу.
Результаты проекта.
*Дети имеют представление о свойствах песка.
*Познакомились с разными видами игр с песком.
*Активизировали способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
*Развили связную речь, лексико-грамматические представления.
* Развили тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, зрительно-моторную координацию.
* Закрепили чувство успешности и уверенности в себе.
*Развили эстетические чувства при работе с песком.