Татьяна Малханова
Проект «Песочная терапия или друзья песочного человечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Песочная терапия или друзья песочного человечка"
Начав работать в детском саду, столкнулась с такой проблемой- основная масса детей моей группы мальчики, конфликтные ситуации разрешали агрессивно: дрались, кусались, царапались, в играх не умели делиться игрушками, были не расположены к сотрудничеству со сверстниками, не было "зачатков" игры "вместе", при общении не умели излагать просьбу, высказывать свои чувсва, переживания. Наблюдая за играми детей в песочнице на улице, в летний период, я заметила, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. И это натолкнуло на идею создания проекта "Песочная терапия или друзья песочного человечка"
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Началом работы над опытом стал анализ анкет и тестов родителей детей, наблюдения за детьми, а также результаты диагностики дошкольников, чтобы быстро и эффективно составить представления об особенностях нарушения общения у детей. Результаты показали следующее: в группе, наибольший процент занимает агрессивность, высокая степень конфликтности, небольшой процент замкнутости, тревожности, у двух детей гиперактивность. Результаты тестирования родителей, с использованием теста-опросника, показали, что в некоторых семьях присутствуют такие типы воспитания:симбиотический (родители стараются сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию); эмоционально-отвергающий и авторитарный. А это в свою очередь вызывает значительные трудности во взаимоотношениях родителей и детей.
Изучив педагогическую, психологическую, методическую литературу и практический опыт, я предположила, что реализация проекта "Песочная терапия" поможет сформировать навыки коммуникативного общения и корректировать поведенческие расстроиства.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок более старшего возраста, входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Поэтому мной был разработан данный проект “ Песочная терапия или друзья песочного человечка”.
В своей группе, использую песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице : строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству разных по возрасту детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе, совместно с родителями, изготовили «мини песочницу».
Содержание проектной деятельности, я построила таким образом, чтобы используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно было добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Ведущей психолого-педагогической идеей проекта стало создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования коммуникативных навыков общения, через использование метода песочной игротерапии.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т. е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Актуальность темы
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с общением. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения.
Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
Понимая важность и значение использования игр с песком, в целях решения возникшей в результате анализа проблемы в группе дошкольного учреждения, мной был разработан проект "Песочная терапия или друзья песочного человечка".
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Цель:
- Формирование коммуникативных навыков общения ребенка со сверстниками, развитие его эмоционально волевой сферы и сенсорики.
Задачи:
Организовать работу с “педагогической песочницей”;
Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по использованию методов и приемов песочной игротерапии;
Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
Развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и общению в социуме;
Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Адресная направленность
Данный проект рассчитан на воспитанников второй младшей группы детского сада, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания.
Срок реализации: август 2018г. – июнь 2019 г.
Тип проекта :
– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников групповой, ориентированный на детей группы, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный;
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Новизна проекта
Новизна состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и в использовании элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения их коммуникативных навыков общения.
3. Принципы, условия, предполагаемые результаты реализации проекта
Принципы реализации проекта :
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
принцип от близкого к далекому;
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
Стабилизация эмоционального состояния детей ;
Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей;
Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации
Условиями реализации предложенного педагогического проектирования по внедрению элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ являются следующие:
организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
4. Этапы реализации и содержание проектной деятельности
Первый этап – август-сентябрь 2018г. (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – октябрь 2018г. диагностическо-методический.
Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Создание банка идей и предложений;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – ноябрь 2018г. – апрель 2019 г. реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – май – июнь 2019 г. (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов). Презентация опыта работы на РМО педагогов ДОУ района, районной выставке «Воспитатель – творец».
Оборудование «педагогической песочницы»
1. Для игр с песком прежде всего необходима «песочница» -это водонепроницаемый деревянный ящик, для коррекционных занятий предпочтение отдаё тся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки, она должна располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к ней со всех четырёх сторон.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
. Набор игрового материала
(хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.
Принципы работы с детьми:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения работы,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Условия работы с детьми:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Психолого-педагогическое сопровождение представлено:
Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
Создание системы педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель для отслеживания результатов работы;
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей.
При проведении первых игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
Структура:
- Введение в тему "Знакомство с песочной страной" и его жителем "песочным человечком" (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
- Знакомство с правилами игр на песке;
- Формулировка темы, инструкции к играм;
- Содержание игры - занятия;
- Итог, ритуал выхода.
Подбирая материал, ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Применялись и такие формы работы с детьми, как:
1. Непосредственно-образовательная деятельность: "День рождение песочного человечка", "Путешествие золотой рыбки" и т. д.
2. Сюжетные игры.
3. Игры-забавы –, «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы».
4. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
5. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т. д.
Воспитатель является активным участником процесса повышения коммуникативных возможностей дошкольников: организует детей, помогает справиться с нежелательными эмоциями, выполняет определенные роли, отмечает и анализирует проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Во время прогулок старалась привлекать к песочным играм и родителей детей, у которых выявлено агрессивное поведение, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
Анкетирование, тестирование родителей;
Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;
Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители);
Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
Индивидуальная консультативная работа;
Родительское собрание с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
5. Результаты реализации проекта
Определение уровня сформированности навыков коммуникативного общения и психологического самочувствия детей проводилось через:
- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале проектной деятельности (сентябрь 2018г.) и на конец проектной деятельности (май 2019г.);
- сравнение результатов анкетирования родителей.
В результате использования песочной игротерапии мы наблюдали положительные изменения.
У детей:
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень агрессии, конфликтности, тревожности;
- повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
У родителей:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку снять эмоциональное напряжение;
- повышается психолого-педагогическая культура;
У педагога. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.
6. Трансляция опыта работы по проекту :
самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту на Педагогическом совете;
панорама педагогических достижений на РМО руководителей дошкольных учреждений и воспитателей ДОУ: «Возможности песочной игротерапии»;
оформление стенда: «Педагогическая песочница»
презентация проекта на районной выставке – панораме «Воспитатель – творец».
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
7. Литература :
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : «Речь», 2010
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб. : Речь, 2008.
6. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
7. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
8. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008